Корабли — Кто придумал? | Изобретения и открытия

Корабли

Тяга к далеким горизонтам гнала человека прочь от родных берегов еще в доисторическую эпоху. Не только ради рыбной ловли сооружал он плоты и примитивные лодки из камыша, сплетенных прутьев или бревен. Бревна выдалбливались, деревянные рамы и плетеные корзины обтягивались звериными шкурами либо полотном и конопатились пенькой, смолой или дегтем. За 4000 лет до н.э. по Нилу уже ходили первые деревянные гребные суда с прямоугольным парусом и рулевыми веслами на корме.

Покорение морей

С 1300 г. до н.э. полинезийцы отваживались выходить на просторы южной части Тихого океана, от Новой Зеландии до острова Пасхи, на своих каноэ с балансирами и катамаранах. В эпоху великих географических открытий португальцы и испанцы открывали новые миры на каравеллах — трехмачтовых кораблях с косыми (латинскими) парусами.

Движущая сила — торговля

Для надежной и дешевой перевозки товаров по бурному морю нужен устойчивый, маневренный корабль с вместительным помещением для груза. Около 1200 г. до н.э. появляется конструкция, ставшая основной формой парусного судна: массивные продольные и поперечные балки, соединенные идущими от палубы до киля -хребта корабля — шпангоутами, покрытыми обшивкой из досок. Финикийцы со своими крутобокими кораблями длиной до 20 м, для управления которыми достаточно было команды из 4 человек, стали в I тыс. до н.э. главными купцами Средиземноморья. Они плавали по Индийскому океану, Красному морю и Атлантике.

Корабли

На раздутых парусах

Греки и римляне добавили к своим кораблям еще одну мачту, а также верхний и носовой паруса и третий ряд гребцов. Их грузовые суда длиной до 30 м развивали скорость, значительно превзойти которую удалось лишь в XIX в., в эпоху расцвета быстроходных парусников. Благодаря удлинению мачт, усовершенствованию такелажа, увеличению площади парусов, обтекаемой форме, использованию стали и железа, клиперы и крупные парусники долгое время составляли конкуренцию появившимся пароходам как средство быстрой транспортировки и ценных грузов, вроде чая, и товаров массового спроса — чилийской селитры или зерна.

  • XI — XVI вв: галеры, самые распространенные военные суда Средиземноморья, приводились в движение в основном мышечной силой гребцов.
  • XIII — XV вв.:  палубное ганзейское судно с закругленной кормой и прямым парусом.
  • XIV — XVI вв.: испанские и португальские каравеллы с косыми парусами.
  • XVI — XVII вв.: галеон получил название от своеобразного балкона (галиона) на верхней палубе, нависающего над носом судна.
  • XIX в.: клиппер — быстроходный парусник со стройным корпусом, острым носом и большой площадью парусов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *