Памятники

Пожалуй, всем известна легенда об Атлантиде - острове где-то в Атлантическом океане, который населяла внезапно погибшая цивилизация атлантов. Как ни пытались ученые найти Атлантиду, ничего не получалось. В итоге они сошлись во мнении, что миф об Атлантиде придумал древнегреческий философ Сократ. Но за этой выдумкой стоял реальный прообраз - минойская культура Крита, уничтоженная в середине II тыс. до н. э. взрывом вулкана и цунами. Древние критяне оставили великолепные архитектурные и художественные памятники, которые вызывают восхищение до сих пор. В этом величии греки и узрели отголоски таинственной Атлантиды.

Наиболее интересен факт, что подобных больших и малых «Атлантид» на Земле сегодня сотни. История не стоит на месте и никогда не поворачивается вспять. В различных уголках Земли в разные времена возникали цивилизации, оставившие после себя прекрасные города и архитектурные памятники. Однако история неумолима: в результате всевозможных катаклизмов - войн и природных катастроф - эти яркие цивилизации исчезали, а предметы художественного и архитектурного искусства тысячелетиями хранили их следы.

Некоторые ушедшие в века цивилизации хорошо известны, к примеру цивилизации Древнего Египта и Междуречья. Другие стали платформой для создания современных культур. Так, на основе греческой и римской возникла европейская цивилизация, на основе индской - цивилизация Индии. Есть цивилизации, о которых знают лишь археологи и историки, а вот памятники многих сегодня стали настоящими туристическими Мекками.

Разнообразие канувших в Лету цивилизаций и оставленных ими памятников велико и не может быть описано в одном издании и даже, пожалуй, в книгах нескольких больших библиотек.

В этой великолепно иллюстрированной книге вы прочтете о наиболее впечатляющих цивилизациях прошлых тысячелетий и сможете увидеть самые интересные, дошедшие до наших дней памятники и артефакты. Авторы прежде всего стремились показать подлинные находки во всем их великолепии: фотографии предметов, собранных в музеях мира и России, древних памятников (развалин, раскопок, исторических мест). Наша цель - дать читателю возможность увидеть своими глазами наследие разных цивилизаций. Надеемся, мы достигли поставленной задачи и каждый взявший в руки это издание сможет проникнуться атмосферой ушедших лет и ощутить дыхание истории.
 

 


ПАМЯТНИКИ СИЛЫ

Знаменитый сонет шелли «Озимандия» был написан в 1817 году, после посещения поэтом Британского музея, где он увидел большой гранитный торс Рамзеса II. Джованни Бельцони вывез его из Рамессеума, который находится в египетских Фивах.

Статуя, которой это туловище принадлежало, в целом виде должна была весить около 1000 тонн. Монумент столь гигантского размера был задуман для того, чтобы изумлять и потрясать подданных, вызывая в них чувство благоговения. Подобные эмоции рождаются даже при виде разбитых на куски или лежащих в руинах памятников. Их огромные фрагменты, такие как туловище Рамзеса II или полые части упавшего Родосского колосса, которые еще могли видеть римские путешественники, продолжают волновать воображение.

 

70 чудес зодчества Древнего мира

 

Крепость инков Саксауаман над Куско с зигзагообразными стенами из гигантских каменных блоков, соединенных с удивительной точностью. Слева: Для кромлехов Стонхенджа использовались огромные каменные блоки весом около 40 тонн каждый. Справа: Великий Сфинкс из Гизы высечен из цельной скалы. У него лицо египетского фараона (возможно, Хефрена ок. 2500 до н.э.), удлиненное тело и вытянутые вперед львиные лапы.

 

70 чудес зодчества Древнего мира

 

Древние чудеса в современном мире

Колосс Родосский - одно из Семи чудес Древнего мира, которые стали важной частью классического наследия, начиная с эпохи Возрождения.

Само это словосочетание - «Чудеса Света» может показаться в наше время архаичным, но, может быть, именно оно полнее других отражает зрительное и эмоциональное воздействие этих памятников на людей. Это воздействие предусматривали создатели этих памятников, и оно живо по сей день. Когда мы стоим перед высеченными в скале храмами в Абу Симбел или проходим по сохранившимся участкам Великой Китайской Стены, мы не можем не ощущать их воздействия на нас. И тогда мы задаемся вопросом: а что же имели в виду строители этих сооружений? Храмы Абу Симбела стали сильнейшим средством пропаганды могущества фараона Рамзеса II и Египетского государства, а Великая Китайская Стена символом государственной мощи. Подобные памятники были огромными, чтобы их можно было увидеть со всех сторон и  чтобы наблюдатель мог понять, как много труда и средств затрачено для их создания. Но и это еще не  все. Эти памятники являются символом технологических достижений своей эпохи.

 

Секреты древних технологий

Каждый из представленных здесь памятников позволит нам познакомиться с древними технологиями, которые использовались в различных частях мира. По многим причинам секреты древних мастеров было утрачены. До сих пор трудно понять, как были построены пирамиды или подняты на такую высоту камни Стонхенджа. Современные эксперименты могли бы объяснить, каким образом древние мастера сумели достигнуть подобных результатов без применения современных подъемных механизмов. Больше всего наш сегодняшний мир хотел бы понять, каким образом все это происходило и за счет каких средств. Как много было задействовано людей, тянущих канаты, или гребцов на плотах (с синими камнями Стонхенджа или гигантскими оль-мекскими головами), или каменотесов, год за годом упорно высекающих каменные блоки в карьерах. Эти памятники говорят о том, что создавшие их древние цивилизации были способны к координации сил и обладали технологическими навыками, которые приобретались усердным трудом и заботливо передавались от поколения к поколению. Они изменяли мир вокруг себя и оставили свой след в истории.

Но мы не должны забывать и о некоторых неудачах Древнего мира: стела в Аксуме (город в Эфиопии) рухнула сразу после того, как была возведена, Асуанский обелиск так и остался в каменоломне, Колосс Родосский рухнул во время землетрясения через 50 лет после создания.

Большую часть информации мы получаем от археологов: тщательное изучение сохранившихся фрагментов, позволяет обнаружить рисунки и чертежи, снабженные комментариями, тексты. Иногда только археология и может рассказать о том, каким был памятник на самом деле. Великий храм ацтеков, описанный испанскими конкистадорами, был этими же конкистадорами засыпан землей. И лишь в 1978 году его открыли заново. Археология также проливает новый свет не только на такие знаменитые и всем известные памятники, как египетские пирамиды или сфинкс, но и на так называемые «вновь открытые» сооружения, вроде городов майя в Центральной Америке или храмов в Ангкоре в Камбодже.

Все памятники, представленные здесь, - непревзойденные образцы человеческого мастерства, как вытесанные из камня, так и сложенные из сырцового кирпича, вырезанные из слоновой кости или отлитые из металла. С помощью древних технологий отдельные государства стремились оставить память о себе или просто поразить мир своим искусством. Создавая такие гигантские сооружения, как храмовый комплекс Абу Симбел, они достигли поразительных успехов в подъеме и перемещении гигантских монолитов весом в сотни тонн.

 

70 чудес зодчества Древнего мира

 

Амфитеатр Флавия, или римский Колизей, вмещал около 50 000 зрителей.

 

70 чудес зодчества Древнего мира

 

 

Аппиева дорога (312 г. до н.э.) к югу от Рима; она соединяла Рим с подчиненными ему территориями.

 

 

70 чудес зодчества Древнего мира

 

 

Великая Китайская стена, пересекающая горную местность севернее Пекина.

 

70 чудес зодчества Древнего мира

 

Так называемая Пирамида Солнца в Теотиуакане (высота 60 метров) потребовала около миллиона кубометров материала.

 

В богато украшенных храмах или дворцах они продемонстрировали не только блестящие достижения архитектуры или художественного ремесла, но и способность манипулировать огромным количеством материалов, порой перемещая их на большие расстояния. А при строительстве мостов, акведуков и огромных каналов они использовали поразительные инженерные решения.

Археология показывает, как эти успехи были достигнуты. Благодаря изучению фрагментов сооружений, тщательным раскопкам на месте их нахождения, точным топографическим замерам и все большому пониманию древних технологий мы начинаем понимать, насколько сложной была работа по возведению этих памятников. Но, срывая покров тайны, мы не должны забывать о цели их создания.

 

Послания монументов

Обычно истинный смысл монумента воспринимается на бессознательном уровне: мы интуитивно понимаем, кем на самом деле был создан тот или иной величественный памятник: покоренным народом, конкурирующими силами или просто благодарными потомками.

Мемориальный смысл этих сооружений подтверждается их размером и конструкцией, а также их невероятной прочностью и негласным решением человечества хранить память о правителях или обществах, их создавших. Это заметно даже в сооружениях, возведенных скорее для смерти, нежели для жизни - например, в могилах кхмерских правителей, китайских императоров или царей майя.

 

70 чудес зодчества Древнего мира

 

Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке; массивные колонны поддерживали несохранившуюся кровлю.

 

Конечно, не во всех случаях можно говорить об укреплении престижа или о мемориальных задачах. Действительно, такие сооружения, как римские дороги или китайские каналы, свидетельствуют о чисто практических целях. Но, тем не менее, не стоит забывать, что путевые столбы вдоль римских дорог прославляли императоров, построивших их, а правители Китая занимались строительством каналов, как династической игрой, что в итоге погубило их, потому что массивный дренаж привел к осушению земель. Мощный обелиск фараона-женщины Хатшепсут бросал вызов каждому, кто сомневался в ее праве на трон из-за того, что она была женщиной. Такие великие произведения иногда свидетельствуют о смене эпохи или о появлении новой династии: огромные египетские пирамиды знаменуют собой начало Древнего царства, Колизей в Риме означал вступление на императорский престол Флавиев, Великая Китайская стена была учреждена первым императором Шихуанди.

Древние технологические достижения окутаны аурой могущества и тайны. Великие творения тех времен поражали не только их современников, они подчас остаются загадкой и для нас. Гигантские размеры и вес монолитов в Стонхендже породили больше теорий, чем камней в этих сооружениях: как их доставили на это место, как установили? В XII веке Джефри Монмутский считал, что Стонхендж был построен Мерлином, который перенес эти камни из Ирландии с помощью магических сил.

Мы никогда не узнаем, как эти памятники воспринимались теми, кто их построил, хотя порой сохранившиеся надписи помогают это понять. Если тексты отсутствуют, археологи изучают сохранившиеся фрагменты монументов, чтобы раскрыть их тайны.

 

70 чудес зодчества Древнего мира

 

 

Гигантская ольмекская голова из Мексики, высота 2,85 м. Такие головы воспроизводили черты военачальников или правителей Слепи Акведук Сан Лазаро, снабжавший водой римский город Мериду на юге Испании.

 

70 чудес зодчества Древнего мира

 



Подкаталоги


  •    Страницы: «1»