Рыбы, курицы, черепахи и... рыболовные крючки из костей врагов

Рыбы, курицы, черепахи и... рыболовные крючки из костей врагов

Согласно традициям полинезийцев тех времен, переезжая на новое место, вождь должен был взять с собой семена тех растений, которые в жизни его племени играли важную роль. Перевозились также три священных животных: собака, курица и свинья. Таким образом, на Ра-па-Нуи появились сандаловое дерево, хау, марикуру, макои и куры. Свиньи и собаки на острове не прижились, а курица стала главнейшим животным, имевшим, однако, исключительно практическое значение. Ее употребляли в пищу и использовали вместо денег. Чтобы соседи их не украли, для птиц строили каменные курятники.

Хлебное и кокосовое деревья также быстро погибли из-за слишком холодного для них климата, но кокос нашел свое отражение в ритуальных песнях рапануйцев, посвященных посеву, что некоторое время представляло загадку для ученых, ведь раньше считалось, что кокосовых деревьев на острове никогда не было. Согласно мифам рапануйцев, нуи (так они звали кокосовую пальму) произошла из головы огромного угря, закопанного в землю богами. Исчезло и множество других деревьев: запустение, довлевшее над островом ко времени его открытия европейцами, уничтожило некогда богатую флору. Пропали также деревья торомиро, использовавшиеся туземцами в быту и религии.

Например, из них изготавливались так называемые говорящие таблички с пиктограммами.

Однако во время расцвета своей цивилизации рапануйцы были превосходными сельскохозяйственными работниками, что неудивительно: без этих знаний было бы сложно выжить здесь. Они знали, как уберечь посевы от губительного солнца и сильной засухи, как укрыть растения от знойного ветра, как напоить их пресной водой. Для этого жители строили каменные колодцы и пользовались озерами с дождевой водой в кратерах потухших вулканов.

Помимо сельского хозяйства, древние жители острова занимались рыболовством и примитивной охотой. Ловили преимущественно черных крыс (считая их мясо деликатесом) и черепах. Для поимки последних на берегу даже устраивались специальные дозорные башни. Согласно легендам, первые поселенцы удили рыбу на каменные крючки, и ничего толкового им не попадалось. Но однажды одному жителю приснился сон, после которого он изготовил рыболовный крючок из бедренной кости человека. С тех пор уловы стали обильными и разнообразными. На заре цивилизации базальтовые крючки (мангаи кахи) были редки, владеть ими разрешалось только высокопоставленным лицам. А после смерти владельца все имевшиеся у него крючки клались вместе с телом покойного в могилу. «Человеческие» крючки (мангаи иви) выполнялись, в основном, из останков врагов. Таким образом, сила умершего передавалась новому хозяину.

Вообще, кости предков имели важное ритуальное и общественное значение, из-за чего нередко случались ожесточенные столкновения между племенами. Дело в том, что, согласно рапансуйским верованиям, каждый умерший человек становился сначала светлым (добрым) демоном, а потом - божеством, оберегавшим свое племя. Перед смертью, например, обещалось передать потомкам бревно, что являлось для бедного на леса острова настоящим сокровищем. Про прибитые к берегу стволы говорили, что их прислали духи предков.

Стоит заметить, что иероглифы Рапа-Нуи не похожи ни на один язык мира и одновременно в них нашли нечто общее с письменностями Древних Египта, Индии и Китая. Это позволяет предположить, что либо сами рапануйцы, либо (что скорее) их предки имели общие связи с другими цивилизациями. Еще одна версия гласит, что у всех перечисленных языков - один общий предок (ясно прослеживаются параллели с библейским мифом о Вавилонской башне).


23.09.2018