Сами себе враги

Сами себе враги

К началу XIX в. все жители Рапа-Нуи сосредоточивались в 16 прибрежных поселениях, являвшихся племенными центрами. Эти племена вели свое начало от сыновей первого правителя - легендарного Хоту-Мотуа. Впрочем, в связи с ограниченностью территории они не жили обособленно, а потому имели непосредственное влияние на быт и культуру друг друга. Помимо этого, рапануйцы делились на две касты: длинных и тонких (так дословно можно перевести их рапануйские названия: «ханау-момоко» и «ханау-ээпе»). Многие источники, однако, расшифровывают их наименования как «длинноухие» и «коротко-ухие». Заметим, что, несмотря на Действительно существовавший у жителей обычай удлинять угли, эти версии не имеют под собой твердой почвы.

Между племенами постоянно проходили войны и переделы территории. Так, чрезвычайно важный в политическом и религиозном отношении остров Моту-Нуи (находящийся чуть юго-восточнее острова Пасхи), где племя выбирало своего военного вождя, делился на две части. Обозначением границы служила каменная статуя.

Рапануйцы в войнах были очень жестокими, подвергая остатки поверженной армии врага ужасным казням. Более того, пленяя женщин и детей проигравшего племени, победившие устраивали пир, на который допускались только мужчины, где съедали пленных. Особо почитались пальцы рук и ног. Этот каннибализм, однако, не имел под собой религиозной или суеверной почвы и не являлся следствием голода. Поедание жителей поверженного племени было знаком особо сильного унижения.

Кроме этого, подвергались разорению аху - ритуальные площадки племени на своей части берега. Аху связывали рапануйцев с миром духов, эти места также служили «фамильными» склепами. Возле аху устанавливались моаи - легендарные истуканы острова Пасхи. Поваленные моаи, обнаруженные прибывшими на остров европейцами, - следствие последней и самой ожесточенной схватки между племенами; так сделали в отместку врагам.


23.09.2018