Только лучшее

Когда-то давно на месте нынешней Аргентины было море, на берегах которого и жили далекие-далекие предки известных всему миру инков. Там они занимались рыболовством и сельским хозяйством. Неизвестно, что сподвигло эти племена начать переселение, может быть, поднятие земли и уход прочь воды, связанные с природными катаклизмами, но через какое-то время их следы обнаруживаются в Боливии, па востоке Анд. Эти места кечуа-аймара стали называть Тукуман (или «Край земли»). Кечуа и аймара изначально родственные племена, что подтверждается их похожими друг на друга языками. Какое-то время оба народа жили вместе, вместе же они пришли в XII в. па берега озера Титикака и обосновались там. Здесь же было придумано террасное сельское хозяйство, одомашнены ламы и альпаки. Из-за неизвестных разногласий племена аймаров уходят в горы, а кечуа расселяются за рекой Апуримак.

Но существуют и предположения, что инки - потомки предшествовавших цивилизаций: Уари и Тиуанако (сами представители племени полагают, что корни императорского рода лежат в земле одноименного города). Первым вождем был Инка, чьим именем стал называться и сам народ. Однако инками считались лишь две группы индейцев: инки по крови (члены семьи правителя) и инки по привилегиям, получившие право так величаться за особые заслуги перед империей. Сами же правители Тауантинсутгу носили титул Сапа Инка («единственный Инка»). Их считали сыновьями Инти - верховного божества, поэтому все, к чему бы ни прикасался владыка, сжигалось.

Большинство своих знаний, как и ацтеки, инки унаследовали у предшествовавших или завоеванных народов, развивая и преумножая свои и чужие умения и богатства. Отношение инков к религии и образу жизни покоренных племен было терпимым. Жителям подчиненных Куско земель разрешалось поклоняться своим богам, но с одним условием: верховным божеством любого племени должен являться бог Солнца Инти. Все пароды были обязаны выучить кечуа - язык Тауантинсуйу, жить по инкским законам и обычаям. Но при этом инки настаивали на том, чтобы завоеванные племена сохраняли свои национальные костюмы и занятия. Это связано не с чрезмерным миролюбием инков, а с тем, чтобы можно было легко отличить представителя одного племени от другого, сразу определив и его положение в обществе.

Каждая подчиненная область имела свой собственный цвет и определенную цифру, напрямую зависящую от степени удаленности провинции от столицы. Чем меньше была цифра, тем более высокое положение среди равных себе по статусу занимали подданные того или иного района. При помощи нитей велся учет податей и обозначались различные статистические данные. В каждом региональном центре были свои писцы, то есть счетоводы, или кппукамайоки, специалисты по кипу, узелковому письму Такой вид отчетов был предельно точным и не позволял утаить даже полединицы золота, серебра или шкур.

Только лучшее

Инкское кипу. Национальный музей археологии, антропологии и истории, г. Лима

В отличие от европейцев и большинства других народов, инки не особо желали воевать с другими племенами (несмотря на то что в XV-XVI вв. инкская армия была, безусловно, сильнейшей на континенте), трижды высылая приглашения о добровольном присоединении к империи. И только если враждебное племя не соглашалось, начиналась война.

Всю империю инков пронизывала сеть великолепно устроенных дорог, длина которых в общей сложности достигает 40 тыс. км. Сделали это не только для того, чтобы можно было быстро добраться в подчиненные области, но и для легкого обмена знаниями, культурой и опытом между провинциями. Дороги устраивались самым тщательным образом: если путь пролегал через горы, на склонах выдалбливали ступеньки, если дорога шла вдоль побережья, ее защищали с обеих сторон степами от песка, ветра и солнца, а в низменной местности делались насыпи. Возводимые каменные мосты и перекидываемые канатные приравнивались к священным объектам: смерть ждала того, кто испортит сооружение. По мнению конкистадоров, инкские законы были едва ли не самыми строгими и лучшими в мире. За многие преступления, даже мелкие, полагалась смертная казнь, что позволило практически полностью искоренить многие виды правонарушений.

На совесть в Тауаунтинсуйу сооружалось все. Строения возводились без использования какого-либо раствора, огромные каменные блоки неправильной формы настолько плотно подгонялись друг к другу, что между ними невозможно было просунуть даже лезвие ножа. Это обеспечивало инкским постройкам невероятную устойчивость,

Как и у ацтеков, у инков вдоль главных дорог империи находились склады и постоялые дворы, где армия могла пополнить запасы оружия и провизии, а обычные путники - отдохнуть и провести ночь. В некоторых местах, например в долинах Хакихаїуана и Чиму, были даже Дома наслаждений для развлечения останавливавшейся здесь знати. Кроме того, строго на определенном расстоянии друг от друга (около 3 км) располагались так называемые почтовые станции, что позволяло быстро узнавать о беспорядках, сообщать о новых законах и т. д.

Любопытно, что инки, в отличие от мезоамериканских цивилизаций, не занимались торговлей.

 

Только лучшее

Прекрасно обустроенная дорога инков


24.05.2018