Сокровищница Петры

На выходе из каньона открывается вид на символ Петры, ее самое знаменитое здание, чей огромный фасад и внутренние залы целиком высечены из скалы. Это знаменитая гробница одного из на-батейских царей, скальный храм-мавзолей, Эль-Хазне, или Сокровищница фараона.

Точного понимания, для чего создали это здание, до сих пор нет. По наиболее распространенной версии, это роскошная гробница набатейского царя Ареты IV, оставившего этот мир в 40 г. н. э. Возможно, главный зал предназначался для саркофага царя, а боковые залы - для его жен, Хулду и Шакилат.

Двухэтажный храм-мавзолей вытесан из скалы приблизительно между I в. до н. э. и II в. н. э. Но до него место не пустовало: в 2006 г. археологи обнаружили, что под сокровищницей находится еще 11 культурных слоев, в том числе более древние гробницы и... фонтаны. Некогда Эль-Хазне выглядела еще величественнее: двухэтажный фасад, который потрясает современного человека, находился на возвышении, а к нему вела каменная лестница.

С тех пор пески занесли лестницу; впрочем, и дно Сика в те времена было намного ниже, так что открывавшаяся путешественникам на выходе из каньона картина была еще грандиознее.

Ученые полагают, что здание сооружалось сверху вниз: камнерезы стесывали поверхность скалы, начиная с верхнего этажа, постепенно вырубая в скале залы и колонны. Построить леса было сложно - в этой местности деревьев мало.

 

Сокровищница Петры

Голова слона в каньоне Сик

Сокровищница Петры

Дворцовые залы поразительно красивы

Сокровищница Петры

 

Судя по архитектуре, мастера испытали древнегреческое влияние, наложившееся на самобытный набатейский стиль. Возможно, архитекторы были знакомы и со стилем зодчества Александрии египетской.

О древнегреческом влиянии говорит нижний этаж с семью коринфскими колоннами, украшающими фронтонный портик. Яркой деталью выделяется небольшой круглый храм в центре второго этажа, расположенный между двумя полуфронтонами с нишами.

Колонны сокровищницы уникальны для набатейской архитектуры. Опасаясь землетрясений, мастера Петры лишь имитировали колонны, не отделяя их от скал. А вот в сокровищнице колонны далеко отстоят от скального монолита. Архитекторы расположили их на некотором расстоянии от входа, на ступенчатой террасе, что сделало сокровищницу зданием с настоящими колоннами, а не имитациями. Убедиться в этом можно, поглядев на площадь перед Эль-Хазне изнутри, из-за колонн.

В отделке сокровищницы поражают замысловатая резьба, тонкая работа камнерезов. Первоначально ниши фасада создавались без украшений, позднее, возможно, под влиянием римлян, на них появились барельефы.

Ученые до сих пор спорят, кто на них изображен. Дело в том, что барельефы серьезно разрушены временем. Даже в середине XIX в., когда европейцы вслед за Буркхардтом начали посещать Петру, барельефы были в лучшем состоянии. Судя по рисункам того времени, на полуфронтонах запечатлены женские фигуры с занесенными топорами. Кто это - богини, амазонки?

Центральная фигура - возможно, Исида. Также не исключено, что на барельефах изображены греческая богиня победы Ника и египетский бог-сокол Гор. Ничего удивительного, ведь Набатея была местом пересечения культурных влияний.

 


15.08.2018