Прогулка по царским дворцам

Здания величественного Персеполя построены на гигантской каменной платформе, установленной Дарием I. Размеры ее - 300 м в ширину и 455 м в длину. Эта платформа покрывала площадь 125 000 м2. Сами сооружения помимо Дария I возводили также его преемники - цари Ксеркс I и Артаксеркс I. Для того чтобы попасть в город, сначала нужно было взойти по одной из двух огромных лестниц, украшенных и построенных в соответствии с зороастрийскими верованиями - их рельефы символизируют 4 стихии, а количество ступеней также обладает символическим значением - по 10 с каждой стороны. По лестнице с левой стороны поднимались благородные персы, а но правой - представители прочих пародов.

Наверху лестниц находятся Врата всех народов, построенные Ксерксом I, с охраняемыми с двух сторон статуями быкоподобных стражей, очень похожими па ассирийских херувимов. С каждой стороны эти ворота имеют высочу 25 м. На внутренней их части есть клинописные надписи, сделанные на трех языках, бывших в ходу в те времена: на вавилонском, персидском и эламитском.

Центр комплекса Персеполя - так называемая Ападана Дария I. Это приподнятый над террасой па высоту 4 м огромный зал, к которому ведут две парадные лестницы. Они настолько пологи, что по ним можно было проехать на колесницах. Рельефы, высеченные на каменных плитах Ападаны, - главная ценность этой террасы. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие гвардии императора, а по внутренней - прохождение слуг, несущих дары: баранов, сосуды, бурдюки с вином и прочее. Тот же мотив запечатлен и на рельефах уже внутри самой Ападаны: здесь в процессию также выстроились представители покоренных народов - скифы, мидийцы, вавилоняне и др.

Многие исследователи считают, что описанная процессия данников изображает некое мероприятие, проводимое здесь ежегодно и, возможно, приуроченное к празднованию Нового года. Сама постройка представляла собой большой зал, окруженный вестибюлями. Крыша сооружения, скорее всего, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, из которых сохранилось только 13.

За Ападаной, примерно в центре террасы, находилось еще одно главное строение - Стоколонный зал. Вероятно, это был тронный зал города. Он назван так по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли статуи больших каменных быков, а восемь каменных ворот сооружения украшали различные сцены из царской жизни и битв царя со злыми демонами. Оба парадных помещения - Ападана и Стоколонный зал - практически квадратной формы. К зданиям, где они расположены, также сзади примыкали царские сокровищницы, кладовые и жилые помещения, от которых сегодня сохранились только одни фундаменты.

 


 

Прогулка по царским дворцам

Рельефы на лестницах Ападаны, изображающие покоренные персами народы

Прогулка по царским дворцам

 

Еще один примечательный архитектурный монумент Персеполя - Тахара. Кстати, в переводе с древнеперсидского, «тахара» - зимний дворец. Это был жилой дворец Дария I. Его также украшали рельефные изображения. Здесь есть и надпись создателя: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». Тахара по сравнению с другими постройками сохранилась относительно хорошо. Еще можно лицезреть каменные порталы с дверными проемами и даже нижние части стен с уцелевшими барельефами.

Закончим мы нашу прогулку по дворцовому комплексу ахеменидских царей южной частью платформы, где находились дворец Ксеркса I, различные жилые и подсобные помещения, а также царская сокровищница, которая и сегодня украшена прекрасными рельефными изображениями Дария I и Ксеркса I. Наиболее интересным из них является здание, названное Херцфельдом, первым археологом, проведшим здесь раскопки, Гаремом Ксеркса I. Это строение состояло из 22 небольших двух- или трехкомнатных помещений, где могли одновременно проживать несколько десятков женщин (то есть жен императора) с их малолетними детьми.

 

 

Прогулка по царским дворцам

Сегодня из 72 колонн Ападаны сохранилось только 13

 

Прогулка по царским дворцам

Руины Стоколонного зала

Прогулка по царским дворцам

Жилой дворец Дария I Тахара сохранился лучше всего. Здесь есть колонные проемы и видны рельефы на нижнем уровне

 

Прогулка по царским дворцам

Рельеф в царском дворце Тахара - аллегорическое изображение Нового года (льва), пожирающего Старый (быка)

 

Вот так примерно и выглядел Персеполь в годы своего могущества и расцвета. Современности достались только руины и останки зданий, которые, впрочем, не так уж и немы. Уникальные и высокохудожественно выполненные рельефы, а также большое количество найденных здесь глиняных клинописных табличек уже многое рассказали ученым. Мы знаем имена строивших этот комплекс мастеров, царей, живших в них, и назначение каждого сооружения. Так что Персеполь - уникальный архитектурный памятник своей эпохи.

 

Заключение

То, что случилось в Персеполем в 330 г, до н. э., конечно, печально и ужасно. Сегодня навсегда утеряны самые живописные образцы древнеперсидского изобразительного искусства. Впрочем, археологи и реконструкторы уже более двух столетий ведут исследования, по крупицам восстанавливая образ древних дворцов. В этом отношении неоценим вклад французского востоковеда и архитектора XIX в. Шарля Чиписа. Благодаря его рисункам, изображающим реконструированные здания Персеполя, мы можем оценить всю глубину художественного гения древних мастеров.

В 1965 г. в Иране разработали план восстановления древнего города, который осуществляется и поныне. Цель его - сохранение и реставрация хотя бы тех фрагментов дворцового  комплекса,  что смогли до нас дойти. Надеемся, эти мероприятия смогут еще надолго продлить жизнь уникальному   памятнику былого величия династии Ахеменидов.

 

Прогулка по царским дворцам

Реконструкция фрагмента царского дворца Ападаны в Персеполе; Шарль Чипис, 1884 г.

 

Прогулка по царским дворцам

Реконструкция Ападаны. Шарль Чипис


18.08.2018