Находки из Мохенджо-Даро

Помимо останков домов и улиц, археологами также обнаружено немало предметов, которые могут многое рассказать о повседневном быте и духовном мировоззрении древних жителей города Мохенджо-Даро. Несомненно одно - индская цивилизация обладала высокоразвитой культурой. Находки эти, конечно же, зачастую фрагментарны, а предназначение и смысл, которые в них вкладывали, навсегда утерян. Тем не менее сказать, что нам неизвестно ничего о жителях этого древнего города, тоже нельзя.

Как и любой древний город, Мохенджо-Даро был в основном представлен купцами и ремесленниками. Судя по сделанным находкам, можно заключить, что здесь пряли пряжу из шерсти и ткали сукно. Делали в городе глиняную посуду - прекрасного качества и большой прочности. Город славился и мастерами, резавшими по кости и изготовлявшими ювелирные украшения. К концу III тыс. до н. э. в обиход входит медь, которая вытесняет кремень. Кузнечное дело также было освоено в Мохенджо-Даро. Кузнецы работали как с медью, так и с бронзой, ковали из нее различные инструменты, удивительно прочные для этого сплава. Мастера города умели также тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было просверливать отверстия в бусинах из сердолика. Украшения тогдашних мастеров уже имели неповторимый облик, который назвали древнеиндийским дизайном, сохранившимся вплоть до наших дней в традиционном костюме индийцев.

Скажем несколько слов о прообразе форм быта представителей индской цивилизации, которые в течение 5 тыс. лет сохранились в обиходе сегодняшних жителей этих территорий. Люди тем же способом обжигают кирпичи, прядут, ткут, пекут хлеб и т. д. Многие образы изобразительного искусства явно обнаруживают свое происхождение из этой цивилизации. И это при том, что сама индская цивилизация уничтожена в результате нашествия арийцев. В чем же секрет такого долговсчия традиций? Скорее всего, ответ заключен в образе мышления людей, населявших эти земли, который затем не исчез, а был заимствован. Арийцы по своему уровню развития были на ступень ниже жителей Индской долины, и, вступив с ними в контакт, переняли опыт своих более развитых предшественников. Таким образом, опосредованно культура представителей индской цивилизации чудом дошла до нас сквозь века.

При раскопках Мохенджо-Даро нашли своеобразные скульптуры. Наиболее известны два образца - каменная статуэтка бородатого царя или жреца и бронзовая фигурка женщины, которую традиционного называют «Танцующей девушкой». Первая скульптура, скорее всего, свидетельствует о том, что в городе его правитель мог совмещать должность государя и жреца, а это являлось нормой в древних обществах. «Танцующая девушка» дала основание многим исследователям предположить, что жители города любили музыку и танцы. Дальше умозаключений эта мысль не идет.

Обращают на себя внимание также скульптуры людей с раскосыми глазами и большими выпуклыми губами. Эти признаки дают основание полагать, что жители индских городов принадлежали к австралоидной расе и были родственны современному населению Южной Индии, таким как тамилы.

Среди находок, сделанных в Мохенджо-Даро, особенно интересны печати - прямоугольные, с рельефным изображением животных и богов, а самое главное - надписями. Считается, что эти таблички использовались купцами для опечатывания своих товаров, которые затем отправлялись в далекие страны. Хараппские письмена, представленные на этих печатях, чрезвычайно скупы и, кроме того, немногословны. Иероглифы в надписях употребляются буквально единицами не больше 5-6 на одной табличке. Самый длинный найденный текст имеет 26 знаков, но и это почти ничто. Впрочем, надписи на бытовых гончарных предметах встречаются часто, а это наводит на мысль, что грамотность не была уделом только избранных. Письменность Мохенджо-Даро пока еще не расшифрована, и поэтому мы не понимаем языка той далекой цивилизации, как и не знаем имен правителей, божеств, и ничего неизвестно о преданиях и законах этих людей. В нашем распоряжении только немые свидетельства - вещи и изображения, открытые археологами.

Заключение

Мы заканчиваем знакомство с Мохенджо-Даро - крупнейшим городом бронзового века цивилизации в долине Инда, существовавшей в тот же период, что и знаменитые цивилизации Древнего Египта, Месопотамии и Крита, но о которой до нас дошли лишь скупые свидетельства, связанные с интересной культурой. Мохенджо-Даро был основан около 2600 г. до н. э. и покинут около 500 г. до н. э. Как пал этот великий по размерам своего времени город и почему нам так мало известно о нем, пожалуй, навсегда останется загадкой.

Впрочем, одно несомненно. Культура и ее внешние проявления в архитектуре, искусстве и предметах быта жителей города свидетельствуют о том, что ее носители - представители яркой и самобытной цивилизации. Не так важно, смогут ли люди когда-нибудь прочитать древние надписи на глиняных табличках. Главное, что сегодня мы знаем больше о тех истоках, откуда берет начало величественная и глубокая по смысловому содержанию цивилизация Индии.

Находки из Мохенджо-Даро

«Танцующая девушка» - статуэтка. Найдена в Мохенджо-Даро, ныне находится в Делийском музее

 

Как добраться

Самолетом из Москвы в Карачи (авиарейсы Etihad или Emirates; билет туда и обратно обойдется от $800). Затем следует пересесть на самолет до Мохенджо-Даро (около $45).

 


24.05.2018