Моны, пью и бирманцы - основатели Пагана

Моны, пью и бирманцы - основатели Пагана

Племена монов, чьим основным занятием было посевное земледелие, издревле населяли территорию, ныне занимаемую страной под названием Мьянма. В самом начале нашей эры моны формируют государство Пегу (просуществовавшее, к слову, вплоть до британской колонизации в XVIII в.), отличающееся обширными связями в торговом мире, что доказывают археологические раскопки.

На монов оказывают заметное влияние индийцы, существует даже легенда о посольстве, присланном кмонам, чтобы обратить этот народ в буддизм. Из Индии пришла и письменность, позднее ставшая основной у бирманцев. Чуть менее сильно на монов воздействовали племена тибето-бирманцев, одно из которых (пью) и заняло северные территории монов. Впоследствии племя пью расселило по миру бирманское нашествие, а моны после образования государства Паган в 849 г. вошли в его состав равноправными жителями.

Первые десятилетия нового государства ознаменовываются многочисленными дворцовыми переворотами и междоусобными войнами между двумя противоборствующими сторонами: приверженцами буддизма и сторонниками традиционных верований. Эти путешествия из прошлого в будущее продолжались вплоть до середины XI в., пока на престол Патана не взошел Аыоратха Минсо.

 

 

Моны, пью и бирманцы - основатели Пагана

Роспись е зале координации храма Упали Тхейн, построенного, по легенде, на острове посреди Иравади

Моны, пью и бирманцы - основатели Пагана

 

За 700 лет до Петра I этот правитель задумал превратить столицу и одновременно саму страну в самую просвещенную и красивую во всей Азии. Для этого грандиозного, затмевающего ум замысла из Шри-Ланки выписали монахов, призванных обратить государство в Тхераваду, одну из 18 ранних школ буддизма (единственную сохранившуюся до наших дней). Кроме буддистов с Цейлона столицу насильно пригнали лучших мастеров Юго-Восточной Азии, всех, до кого смог дотянуться Ано-ратха и схватить за шиворот. Правление Аноратхи продолжалось всего 33 года, но за это время Пагап действительно стал религиозно-мистическим, научным и культурным центром, а также одним из крупнейших городов мира. Помимо просвещения страны, Ано-ратха отметился многочисленными завоевательными походами, именно при нем впервые упоминается Бирма - как слово, обозначающее название государства.

Но в связи с успешными покорениями соседних земель в стране возникла комичная ситуация: бирманцы, занимавшие руководящие должности в государстве Паган, были менее образованными и развитыми, чем коренное население. Аноратха пошел на радикальные меры, доставив из теперь уже бывшей столицы монов семью правителя и, не мелочась, всю монскую знать. Это мероприятие прошло успешно, и кривая развития Пагана как государства и города вновь устремилась к небесам.

Но не все было спокойно в паганском королевстве. Великий просветитель Аноратха умер в 1077 г., и то, что он обратил в свою пользу, последующие властители обернули себе во вред, лишив монов равноправия с бирманским народом, а затем и вовсе выслав исконных жителей на окраины. Разумеется, моны не могли с этим примириться и организовали несколько восстаний с целью вернуть себе не только права, но и захваченные несколько сот лет назад территории. Они были подавлены, но оставили существенную трещину (как тяжкое телесное повреждение) в прежде неприступной стене могущества Пагана. Это вылилось в настоящие волны нашествий с окрестных земель, главным образом с гор. Горцы постепенно прибирают к рукам все важные посты государства и, наконец, усаживаются на трон.

Настоящий культурный взрыв, подбросивший Паган до невиданных высот, в то же время привел государство к болезненному падению. В конце XIII в. полчища моголов, словно термиты в сезон миграции, пронеслись по Патану, лишив храмы их золотого убранства, а большинство статуй и реликвий, которые можно было передвинуть, вывезли в неизвестном направлении. После нашествия в Пагане все еще теплилась жизнь, и городу нужна была лишь верная, пусть и чужая рука, способная вытащить его из болота забвения. Но захватчики поставили здесь военного наместника... и больше не интересовались культурной столицей Юго-Восточной Азии.

 

 

 

Моны, пью и бирманцы - основатели Пагана

Будда - частый гость Пагана

Моны, пью и бирманцы - основатели Пагана

Эти жители столицы до сих пор не знают, что их дома, государства Паган, больше нет...

 

Моны, пью и бирманцы - основатели Пагана

Рассвет в Пагане заставляет сердце замирать в ожидании чуда

 


23.09.2018