Святыни Драконовых ворот

Как и любой крупномасштабный исторический памятник Китая, будь то Великая китайская стена или же погребальный комплекс Цинь Шихуанди, пещеры Лунмэнь, помимо восхваления буддизма, преследовали цель запечат ления императорского величия. Именно императорская воля и «спонсорство» стали основной движущей силой создания комплекса.

Хотя надписи того периода на камнях говорят, что вклад в создание Лунмэня внесли и аристократы, и обычные граждане, и даже буддисты-иностранцы, только император мог - собрать воедино небывалые людские и финансовые ресурсы для воплощения этого грандиозного архитектурного и скульптурного проекта. В постройке этих пещер были и предпосылки, свойственные китайскому менталитету. Помимо почитания Будды, этот комплекс возвели как дань предкам. Также вполне можно допустить, что императоры воображали себя воплощениями Будды на Земле и пещеры были неким инструментом, при помощи которого они могли доказать народу свое божественное происхождение, для того чтобы удерживать его в повиновении.

Как было сказано, строительство пещер Лунмэнь началось еще в период правления императора династии Северная Вэй - Сяовэна (471-497), а ко времени властвования единственной в истории Китая императрицы Цзэтянь из династии Тагг (690-705) здесь появляются самые знаменитые рукотворные статуи Будды и его учеников.

Одной из первых здесь построили пещеру Гуян-дун, которая начала оформляться еще с конца V в. Она покрыта беспорядочно расположенными нишами, на которых высечены имена мастеров и время постройки данного пещерного помещения. Великолепные скульптуры, прекрасные статуи Будд и живописные орнаменты бесценный материал для изучения истории архитектуры и каллиграфии того далекого времени.

Еще одна знаменитая пещера, датирующаяся ранним временем создания комплекса, - Бинь-ян. В ней находится 11 статуй Будд и бодхисатгв, то есть святых, главная из которых - статуя Будды Шакьямуни. Свободный и естественный вид, раскованность поз скульптур из этой пещеры характерны для периода династии Северная Вэй. Эти произведения создавались под заметным воздействием стиля других каменных пещер Китая и, в свою очередь, послужили основой для формирования реалистического стиля династии Тан с его сочными, полными жизни фигурами. Стены этой пещеры украшены различными рельефами с изображениями монахов, слушающих чтение сутр, а крыша покрыта фигурами летящих небожителей.

Дальнейшее развитие изобразительных образов пещеры Лунмэнь получают в эпоху династии Тан. В этот период выражения лиц, особенности одежд скульптур и общие художественные приемы скульпторов свидетельствуют о постепенном ослаблении воздействия заимствованных буддистских канонов на пещерное искусство Китая и выработке своих художественных приемов. Творениям китайских мастеров свойственен характерный национальный колорит, а сами статуи - вершина искусства создания каменных скульптур в рукотворных пещерах того периода.

Нет смысла описывать все творения эпохи Тан, так как их здесь подавляющее большинство, по ниша, или грот Фэнсяньсы, - визитная карточка всего комплекса, и история ее создания заслуживает отдельного внимания. Эта ниша, располагающаяся в самом центре комплекса, сооружена У Цзэтянь - единственной женщиной-императором во всей истории Китая.

Биография этой императрицы и связанная с ней история постройки скульптурного ансамбля Фэнсяньсы больше похожи на авантюрный роман, чем на жизнеописание царской особы. У Цзэтянь, получив путем подлогов и заговоров от буддистской китайской общины подтверждение своей богоизбранности, обошла непоколебимые конфуцианские правила престолонаследия, по которым женщина не может быть императором.

Впрочем, взамен буддистская община  получила  небывалые привилегии и колоссальную материальную поддержку. В частности, императрица выделила средства на постройку скульптурного ансамбля Фэнсяньсы, сооруженного всего лишь за 3 года (672-675), в котором вера в богоизбранность У Цзэ-тянь получила дальнейшее развитие: центральной фигуре комплекса - Будде Вайрочане - придали портретное сходство с императрицей.

 

 

Святыни Драконовых ворот

Одни из самых ранних изображений Будд в Лунмэне

Святыни Драконовых ворот

Внутреннее убранство одной из пещер

Святыни Драконовых ворот

 

Остановимся на описании этого трота. Как и все остальные пещеры Лунмэнь, Фэнсяньсы вручную высечен из утеса. Размер грота в плане составляет 36 м на 41 м. Главная скульптурная композиция состоит из девяти гигантских фигур - Будда Вайрочапа в центре, восседающий на восьмиугольном лотосовом троне, и по сторонам его последователи и ученики. Высота центральной статуи Будды -17м, высота головы - 4 м, длина ушей - 2 м.

После династии Тан значение этого комплекса вовсе не сходит на нет, а приобретает национальный масштаб, и независимо от вероисповедания вызывает уважение у любого жителя Китая. Но пещеры Лунмэнь - это и достояние человечества, являющее собой гениальность и умение древних скульпторов, которые смогли выразить в камне свое мастерство и величие императоров Поднебесной.

 

Святыни Драконовых ворот

Центральная фигура Будды из пещеры Бинь-ян

 

Заключение

В течение нескольких китайских династий в пещерах Лунмэнь проводились крупномасштабные строительные работы. История Лунмэньских пещер насчитывает более полугора тысяч лет, и это по своей сути уникальный архитектурный и религиозный памятник.

Сегодня храмовый комплекс буддистских пещер и гротов Лунмэнь - туристическая Мекка Китая. Большинство из этих пещер пережило разрушительное воздействие времени и погоды. Известняк здешних гор оказался особенно прочным. К сожалению, человеческая натура гораздо больше склонна к разрушению, нежели природа. Так, многие статуи повредили в течение последних двух веков. Хотя большинство фигур осталось целыми, у многих были отрублены головы, которые потом перекочевали в музеи и частные коллекции. Сегодня все осознали ценность этого исторического памятника - с 2000 г. пещеры Лунмэнь входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас почти все ниши и статуи также защищены металлическим забором, поэтому посетители могут любоваться на них только издалека. Что ж, приходится чем-то жертвовать, если мы хотим, чтобы такое величественное наследие, как скальный храмовый комплекс пещер Лунмэнь, дошло до наших предков в том виде, в котором мы его можем лицезреть сегодня.

 

Как добраться

Пекин и Москву связывают рейсы авиакомпаний Finnair, Air China и Aeroflot (от $45°-550). С помощью указанных авиаперевозчиков в Китай можно попасть и через другой крупный транспортный узел - Шанхай. До Лояна можно доехать на поезде из Шанхая (от $40; плацкарта, от 14 ч) или Пекина (от $30; плацкарта, 10 ч). Если хотите сократить время поездки, то подойдет самолет (Пекин/ Шанхай, от $90/70) до города Чжэнчжоу, а затем - поезд до Лояна (до $5). До пещер идет автобус из Лояса (до $1).

 

26.07.2017