Дворцовые Комплексы Чан-Чана – Картинки - Фото

В огромных дворцовых комплексах Чан-Чана в X-XV веках н.э. обитали правители великого перуанского царства Чимор (Чи-му). Это самые выдающиеся сооружения подобного рода в Южной Америке.

Строительство в Чан-Чане началось около 900 года н.э., а вершины своего развития город достиг около 1350 года, когда был столицей крупнейшего из царств, господствовавших над побережьем Перу до возвышения инков. Его руины раскинулись по пустыне недалеко от Тихого океана, в долине Моче у современного города Трухильо. Центр Чан-Чана состоял из монументальных прямоугольных компаундов, называемых сьюдаделас. Раскинувшись на 6 кв. км, эти дворцовые комплексы были местом обитания царей Чиму. Здесь же находилось правительство.

Город занимал площадь около 20 кв. км. Между сьюдаделас находились дома знати, где жили менее высокопоставленные лица, и монументальные террасированные маунды (уака), построенные из самана, высушенного на солнце кирпича. Также в городе были участки, где стояли тростниковые хижины с маленькими комнатками, огромные кладбища и заглубленные поля или огороды, которые специально выкапывали в долине, чтобы достичь грунтовых вод. Над сьюдаделас возвышались пять огромных холмов из саманных кирпичей. Возможно, это были храмы. Сегодня большая часть города лежит в руинах: стены из сырцового кирпича были размыты дождями Эль Ни-ньо, а храмы и погребальные сооружения разграблены мародерами.

Дворцовые комплексы

Дворцовые комплексы Чан-Чана спроектированы по линии север-юг и окружены внушительными стенами из сырцовых кирпичей, стоящими на каменных фундаментах; некоторые из них достигают 9-метровой высоты. Эти стены отделяли знать Чиму от черни.

 

ДВОРЦОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧАН-ЧАНА – Картинки - Фото

 

Вид с воздуха на Чан-Чан, столицу царства Чиму, лежащую в пустыне северного Перу; обнесенные стенами компаунды служили царям Чиму дворцами.

 

Внутреннее строение сьюдаделас различается, но позднее сооружение такого рода делилось на три части: северную, центральную и южную. Различия в размерах - самое крупное из них занимает 20 530 кв. метров - и в количестве кладовых могло отражать успехи и неудачи  царей Чиму.

В дворцовый компаунд вел только один вход с северной стороны. По его сторонам в нишах находились пары раскрашенных резных деревянных человеческих фигур. Проход вел в гигантский двор, обнесенный низкими скамьями, с возвышением на южной стороне, куда можно было подняться по пандусу. Стены входного двора были украшены фризами из сырцового кирпича, покрытыми геометризованным орнаментом из птиц, рыб и мифологических образов. Из этого общедоступного двора коридоры вели к U-образным строениям, так называемым «аудиенциям», которые, вероятно, служили административными помещениями и жилищами знати.

В центральной части также располагались внутренние дворы, «аудиенции» и кладовые, но главным сооружением была погребальная платформа. Окруженная мощной стеной из сырцового кирпича, погребальная платформа была изрешечена ячейками могил. Основной являлась 1-образная камера, расположенная в центре: здесь покоился царь Чиму. Данные о богатых сокровищах, найденных в ранних раскопках, содержатся в колониальных документах, согласно которым в погребальных платформах находились изящная керамика, ткани, деревянные и металлические изделия, а также скелеты слуг, принесенных в жертву, чтобы сопровождать царя Чиму в загробной жизни.

Периодически мумии царей Чиму извлекали из погребальных камер и проводили в их честь пышные церемонии. Иллюстрацией подобных обрядов может служить небольшой архитектурный макет компаунда. Миниатюрные деревянные фигурки изображают музыкантов и жрецов, стоящих лицом к пандусу и множеству мумий в мозаичных каркасах. Эта сцена воспроизводит церемониальное открытие царских могил и вручение новых даров царям-прародителям, похороненным в одном из дворцовых компаундов Чан-Чана.

 

ДВОРЦОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧАН-ЧАНА – Картинки - Фото

 

Одна из двух деревянных фигур, фланкирующих вход в дворцовых комплексах Чан-Чана. В руке когда-то было копье или посох.


16.01.2018