Дворец В Персеполе – Картинки - Фото

Первая Персидская империя процветала в период между VI и IV веками до н.э. Ее владения простирались от Инда до Нила, а в центральном Иране, в самом сердце империи, стоял город Персеполь, «город персов». Его дворцы, ставшие выразительными памятниками самоуверенности и тщеславию правителей, входят в число самых пышных сооружений из всех, когда-либо построенных.

На фоне гор, нависающих над плодородной равниной, главные руины Персеполя выглядят в наши дни просто как высокая терраса с каменными стенами, на которой стоят колонны и сохранившиеся кое-где дверные проемы. Царские гробницы высечены в утесах; рядом расположен храм огня. Изначально на террасе находился ряд зданий, построенных, в основном, за 60 или 70 лет в 515-450 годах до н.э. Хотя потом вносились некоторые изменения, отдельные элементы фундамента, как, например, дренажные каналы, свидетельствуют о том, что строители старались придерживаться первоначальной планировки, утвержденной основателем, Дарием I. Большинство строений представляло собой залы с колоннами и внешними стенами из сырцового кирпича, не дошедшими до наших дней. Некоторые из них стояли на собственных платформах, с фасадами с многоколонными портиками и лестницами.

Наиболее эффектным было одно из самых ранних сооружений - Ападана Дария I, с площадью около 100 кв. м, и каменными колоннами 20-метровой высоты. Она могла использоваться только для крупных официальных церемоний или приемов, поскольку состояла лишь из одного огромного зала, угловых башен и нескольких служебных помещений. Царский двор находился в Персеполе только часть года, причем сам царь, вероятно, жил во дворце позади террасы.

ДВОРЕЦ В ПЕРСЕПОЛЕ – Картинки - Фото

 

Персидский царь, окруженный придворными чиновниками, возможно, проводит ежегодную церемонию в Персеполе.

 

 

Возможно, Ападана была местом, где проводилась только одна большая ежегодная церемония, когда народы империи приносили царю дань.

Кроме того, на террасе Персеполя располагались сокровищницы и кладовые, а также казармы стражников. Другие обширные залы с колоннами также могли использоваться только в особо официальных случаях.

Рельефы на стенах платформ и на лестницах изображают вручение дани. В строительстве Персеполя были задействованы все художественные ресурсы Персидской империи, и мастера были собраны из самых дальних земель. Некоторые места их происхождения перечислены в документах по довольствию: египтяне, ионийские греки и карийцы с территории современной западной Турции, вавилоняне и хетты или сирийцы.

 

Каменоломня

Поскольку лучшие сорта камня привозили за 40 километров, большая часть Персеполя была построена из серого известняка, добытого в каменоломнях недалеко от места строительства. С помощью таких инструментов, как железные кирки, зубила и кувалды, вокруг блока пробивались пазы. Затем камень отделяли с помощью деревянных клиньев, которые вгоняли в получившиеся отверстия, после чего смачивали. Когда клинья разбухали, камень откалывался.

Клинья использовали и для того, чтобы раскалывать крупные блоки на части, так как камень был слишком твердым, чтобы его пилить.

 

Терраса

Вершина низкой скалы, выступающей над равниной, служила базовым фундаментом для террасы и, хоть и была частично срезана, влияла на ее форму. Каменные стены, окружавшие сооружение со всех сторон, слегка наклонены внутрь и либо опираются на скальное основание, либо укреплены сзади твердым заполнением. Хотя некоторые стены построены из блоков, имеющих правильную прямоугольную форму, многие состоят из прямоугольных, трапециевидных и L-образ-ных блоков, скрепленных вместе. Этот метод могли предпочесть из-за его прочности, что ныне убедительно доказывает высокая степень сохранности памятника. Кроме того, характер кладки сочетается и с самим строительным материалом, поскольку слои в каменоломне отличаются неправильной формой.

Блоки укладывали, не скрепляя их раствором. Внутренние поверхности оставляли в том же виде, в котором они прибыли из карьера, но внешние тщательно стесывали, добиваясь ровной поверхности. Когда строительство заканчивалось, внешние стороны стены разравнивали и шлифовали, чтобы они стали гладкими сверху донизу. Самые верхние ряды кладки или кладку наиболее ровных стен скрепляли скобами из железа, вправленного в свинец. Железными скобами соединяли и поврежденные блоки, но самая сложная технология применялась для восстановления резных или рельефных камней. Сначала высекали заплату нужной формы, затем ее фиксировали в нужном месте с помощью клея; стык скрепляли с задней стороны, заливая внутрь расплавленный свинец через маленькие отверстия, просверленные рядом в каменной кладке.

 

ДВОРЕЦ В ПЕРСЕПОЛЕ – Картинки - Фото

 

ДВОРЕЦ В ПЕРСЕПОЛЕ – Картинки - Фото

 

Оформление

Самой выдающейся особенностью Персеполя сегодня является оформление платформ, на которых стояли здания. На них в технике низкого рельефа высечено более 3000 человеческих фигур. В основном это чиновники, солдаты и люди, несущие дань. Несмотря на то, что большая часть рельефов создавалась в течение длительного времени, различия между ранними и поздними изображениями незначительны и трудно различимы. Эта намеренная стандартизация подчеркивала совершенность и неизменность Персидской империи.

Поскольку некоторые рельефы остались незавершенными, у нас есть важные свидетельства того, какими технологиями пользовались их авторы. После того как плиты были установлены на место, скульпторы, вероятно, наносили на них легкой насечкой контуры фигур. В качестве инструмента использовались заостренные и зубчатые молотки и зубила, узкие долота и резцы, которые все более совершенствовались в процессе работ. Для пробивания маленьких глубоких насечек могли использовать резные зубила, а смычковые дрели с полыми сверлами служили для обработки мест, куда помещались металлические вставки, например, золотая украшенная каменьями корона царя. В заключение резную поверхность шлифовали пастой из абразива и воды, а царапины удаляли путем полировки камнем, свинцом или «акульей шкурой». Работы завершались раскрашиванием рельефа в яркие цвета.

Единообразие таких крупных деталей, как капители колонн, достигалось путем использования разметочного циркуля для определения точек, по которым рабочие могли бы ориентироваться.

Над соседними участками стены одновременно трудились две или более группы рабочих, и после некоторых из них остались клейма мастеров, отмечавшие те участки, за которые они отвечали. Несмотря на общее единообразие всех фигур, образующих некую цепочку, например, всех солдат в ряду, начальник каждой группы рабочих часто имел свой собственный характерный стиль, и поэтому видны крошечные различия в таких деталях, как предметы снаряжения или укладка волос.

 

Возмездие

Строительство в Персеполе периодически возобновлялось до тех пор, пока в 330 году до н.э. город не был захвачен Александром Великим. Несколько недель спустя, во время ночной пирушки, кто-то из присутствовавших афинян предложил поджечь дворец - в отместку за сожженные персами Афины 150 лет назад. Царю идея понравилась, и он сделал первый шаг, бросив факел в один из дворцов. Свою ошибку он осознал слишком поздно. Но, по иронии судьбы, погребение нижних частей дворца под грудами развалин, вероятно, помогло им сохраниться.

 

ДВОРЕЦ В ПЕРСЕПОЛЕ – Картинки - Фото

 

В рельефах платформ изображена процессия подношения императору дани, в которую входят быки и верблюды.


24.05.2018