Вилла Адриана В Тиволи – Картинки - Фото

Великолепная вилла Адриана в Тиволи является самым выдающимся архитектурным свидетельством богатства и роскоши римского императорского двора. Это изумительное собрание купален, павильонов и водных сооружений, вписанных в ландшафт сада, раскинувшегося на пологом склоне холма. Даже сейчас, в разрушенном состоянии, он передает атмосферу императорских дворцов самого Рима и, прежде всего, не сохранившегося «Золотого Дома», построенного Нероном на 70 лет раньше.

Девять из 20 лет своего правления (117-138 гг. н.э.) Адриан, первым из римских императоров, объездил всю империю, от Британии до Египта и Леванта. Он был высоко образован, знал греческий язык, изучал философию и риторику, а также всерьез увлекался архитектурой. Его правление отмечено целым рядом крупных строительных проектов в Риме - прежде всего, это Пантеон и огромный (ныне разрушенный) храм Венеры и Ромы. Кроме общественных сооружений он возвел для собственного удовольствия и отдыха великолепную виллу в Тиволи (античный Тибур), примерно в 28 километрах от города.

Под влиянием роскошных дворцов эллинистического востока, и в особенности - дворца Птолемеев в Александрии, - на римских виллах и в пригородных усадьбах (хорти) строили термы и столовые, гимназии и библиотеки, разбивали регулярные сады. При выборе участка для постройки учитывали живописность ландшафта. Важной частью композиции была вода - как природные водоемы, так и искусственные каналы. Пруды для разведения рыбы позволяли украшать стол изысканными блюдами, акведуки подавали воду в термы, а фонтаны освежали воздух.

ВИЛЛА АДРИАНА В ТИВОЛИ – Картинки - Фото

 

Вид с воздуха на центральную часть комплекса: сад Стадий и жилые помещения в центре на переднем плане; круглая Островная вилла и бассейн Пой киле на заднем плане.

 

Вилла в Тиволи

Хотя вилла Адриана строилась в рамках сложившейся традиции, она выделялась своим размахом, включая множество примечательных сооружений. В связи с тем, что отдых у императора мог быть только относительным, двор переезжал вместе с ним. О том, что Адриан вел дела на этой вилле, свидетельствуют копии официального письма, отосланного из Тиволи в конце лета 125 года. По последним оценкам, площадь виллы составляла около 120 гектаров - столько же, сколько занимает лондонский ботанический сад Кью Гарденз, и почти в два раза больше, чем площадь таких довольно крупных римских городов, как Помпеи или Остия. Своими храмами, термами, театром и кладовыми он был похож на город, но без характерной для города бытовой и торговой суеты; здесь можно было находиться только по воле императора.

В настоящее время раскопана только половина территории, поэтому не всегда можно понять связь между отдельными строениями или их группами. Тем не менее очевидно, что все сооружения проектировались с учетом рельефа местности; несмотря на перепады уровня, многие физически разделенные участки объединены визуально. Временами и само физическое разделение является скорее кажущимся, чем реальным: всю территорию связывает обширное подземелье со служебными помещениями и туннелями.

Многие из сохранившихся сооружений в наше время получили условные названия в честь знаменитых уголков Древнего мира. Они были навеяны соответствующими упоминаниями в Жизнеописании Адриана. Но не стоит считать это чистой причудой: подобные названия практиковались в античности.

Общеизвестна любовь Адриана к восточным городам, так что не удивительно, что один из уголков сада он назвал в честь знаменитой Академии Платона в Афинах. В конце концов даже у позднего республиканца - оратора Цицерона - тоже была своя «Академия» на одной из вилл. Если Академия, Ликей, Пойкиле и Пританей воскрешают в памяти Афины, то Каноп служит напоминанием о другом любимом месте Адриана - Александрии и ее знаменитом канале.

Вода стала одним из главных архитектурных мотивов всей виллы. Удачный выбор места позволил Адриану подключить виллу к одному из основных акведуков, идущих к Риму от верховьев реки Анио, что обеспечило превосходный напор воды без каких-либо водоподъемных устройств. Вода поступала с юго-востока и распределялась по всей территории при помощи сложной системы труб и водохранилищ. Каждая группа строений могла похвастаться своими неповторимыми водными сооружениями, которых известно более ста, от огромного бассейна Пой-киле до водяного органа в Малых термах. Изысканность быта, типичную для знати, демонстрирует Серапеум: полукруглая столовая была окружена водой, а гости возлежали на С-образной скамье (стибадий) под сводчатым навесом. Перед ними по каналу, служившему столом, плавали блюда с едой, а за ним открывался вид через маленький зеркальный бассейн на открытую воду длинного Канопа.

Вода поступала с холма за сводом, что позволяло разместить по всему ансамблю чудесные фонтаны. За гостями находился грот с водой, эффектно освещенный сверху.

 

ВИЛЛА АДРИАНА В ТИВОЛИ – Картинки - Фото

 

Зонтичный свод входного вестибюля Пьяцца дОро.

 

ВИЛЛА АДРИАНА В ТИВОЛИ – Картинки - Фото

 

Макет виллы, показывающий гармоничное соотношение террас и главных водных сооружений, таких как Пойкиле и Каноп(внизу и справа в середине).

 

Амбициозная архитектура

Одной из наиболее характерных особенностей Виллы Адриана является огромное количество криволинейных в проекции холлов и павильонов, начиная от относительно простых круглых или полукруглых линий Серапеума и заканчивая запутанным лабиринтом Островной виллы или главным павильоном Пьяцца дОро. Многие из них были покрыты сложными бетонными сводами, разделенными на отдельные сегменты, похожие на зонтики, и украшены стеклянной мозаикой, отражавшей блеск воды. Порой архитектура здания кажется сознательным вызовом мастерству строителей и качеству римского бетона, из которого сделан свод.

Что касается других примеров, по поводу которых современники иронизировали, что Адриан пытается изобразить тыкву, то источником его вдохновения, скорее всего, были персидские шатры. Очень тонкие колонны, изначально стоявшие у внешних углов вестибюля Пьяцца дОро, наверное, должны были походить на шесты, поддерживающие свод шатра. Но это украшение несло в себе нечто большее, чем простую практическую необходимость, если учесть, что речь идет о сплошной бетонной раковине. Отделка свода вестибюля не сохранилась, но, возможно, она представляла собой мозаику, которая должна была усилить сходство с шатром. Узоры и богатство красок мозаики могли быть навеяны шелковыми тканями Ближнего Востока, а подобные ткани использовались в качестве навеса в римском Колизее в торжественных случаях. Споры о том, была ли крыша у главного павильона Пьяцца дОро или нет, и как она могла быть устроена, можно разрешить, представив себе легкую временную конструкцию из дерева и ткани, которую устанавливали при необходимости для защиты от жаркого солнца.

Другие эффектные детали конструкции создавали ощущение легкости. Расстояния между колоннами, обычные для деревянного архитрава, не годились для каменного. Но здесь они стали возможны благодаря соединительным металлическим стержням, поддерживающим плоские бетонные арки, опирающиеся на колонны с помощью особых клиновидных блоков. Эта «армированная» конструкция, замаскированная мраморной облицовкой, до сих пор порождает ощущение, что римские строители умели обходить законы природы. Вся Вилла является наглядной демонстрацией того, насколько смелой стала римская архитектура в те времена, богатые новыми идеями.

 

ВИЛЛА АДРИАНА В ТИВОЛИ – Картинки - Фото

 

Длинный Каноп был великолепной прелюдией к обеденному павильону Серапеум.


15.08.2018