Прогулка по пещере Ласко

Хотя доступ в Ласко сегодня и закрыт для туристов, кто же не хочет попасть в настоящую пещеру и воочию увидеть творения древних мастеров? Давайте совершим воображаемую прогулку по настоящей пещере и попытаемся проникнуться великолепием изображенных фигур и сцен.

Итак, первым делом пройдем через дверь в три отсека-тамбура в самом начале пещеры - и попадем в круглый зал быков, где находится самая красочная композиция. Стены состоят из известнякового минерала кальцита (он подходит для гравировки, чем и воспользовались древние люди). Перед нами изображения быков (некоторые достигают 5 и более метров в длину), два ряда зубров, расположенных друг напротив друга (два рисунка с одной стороны и три с другой). Проходим чуть дальше и видим с десяток лошадей и некое загадочное животное, на лбу которого нечто наподобие рога, за что оно и получило название единорог. Здесь изображены еще несколько зубров и медведь на животе одного из них.

Поворачиваем налево и попадаем в осевой проход. Здесь также изображены быки и лошади, окруженные оленями и баранами. Еще одна лошадь нарисована марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные разместились на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям (к слову, чтобы их выполнить, нужно было построить леса) прибавим многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники), которые явно несли определенный смысл, но какой именно, вряд ли мы сможем узнать.

 

 

Прогулка по пещере Ласко

Зал быков. Роспись идет по верхней части стен и местами переходит на край потолка

 

Покидаем осевой проход и через зал быков попадаем в пассаж (в переводе с французского означает «проходная» и соответствует местоположению этого участка пещеры). Здесь многие изображения сильно повреждены, особенно из-за движения воздушных масс, так что не задерживаясь идем дальше.

Входим в неф, насчитывающий четыре группы фигур: отпечатки, черная корова на фоне лошадей, плавающие олени и пересекающиеся с фигурой черной коровы бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами и цветной плоскостью, разделенной на одинаковые квадраты. Брейль в свое время назвал их гербами. Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши либо одежда из раскрашенных шкур.

Продвигаемся вглубь нефа и достигаем узкого кошачьего лаза. Своим названием он обязан изображению животных семейства кошачьих, одно из которых, судя по всему, метит территорию. Сюда довольно сложно пробраться, зато можно увидеть гравировки диких животных, правда, выполненные в довольно примитивном стиле. Есть здесь и рисунок лошади анфас - это довольно необычный пример палеолитического искусства, потому как обыкновенно животные изображались в профиль или в технике кривой перспективы.

Возвращаемся и поворачиваем к апсиде, где больше всего гравированных изображений (около тысячи), некоторые из них нанесены поверх живописных рисунков. Тут вы увидите и животных, и символы, и единственную во всей пещере гравюру северного оленя.

 

 

Прогулка по пещере Ласко

Морды лошадей переданы с максимальной точностью

Прогулка по пещере Ласко

Черная тучная корова на фоне лошадей. В изображении можно уловить перспективу

 

Заключительный этап нашей экскурсии - шахта (или колодец), где можно лицезреть одну из самых загадочных сцен росписи: человек, падающий между бизоном и носорогом. У человека птичья голова (его изображение довольно примитивное, как и всех людей в Ласко), бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется. Рядом с человеком нарисован удлиненный предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для лучшего броска. Кроме того, в данной композиции присутствуют и две группы интересных знаков. Первая находится между человеком и носорогом - три пары точек (такие же есть в глубине кошачьего лаза и в самой отдаленной части пещеры). Под изображением человека и бизона нарисован сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно увидеть и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалеку от этого места.

Поразмышляем еще немного над картиной, ведь это одно из первых изображений человека в палеолитическом искусстве. Какая потрясающая разбежка в представлении животного и человеческого тела! Бизон убедителен и конкретен. Ощущается не только масса его тела, но и пафос агонии. А вот фигурка человека - всего лишь удлиненный прямоугольный корпус, палочки-конечности, словом, верх упрощения, едва узнаваемый облик. Такая примитивность изображения человеческих фигур характерна почти для всех наскальных рисунков времен палеолита, чего нельзя сказать о передаче образов зверей.

 

Прогулка по пещере Ласко

Гравированный северный олень в апсиде

 

Прогулка по пещере Ласко

Люди, в отличие от зверей, изображались схематично, без каких-либо деталей

 

На этом завершим нашу виртуальную экскурсию по пещере Ласко. Правда, после ее посещения остается еще много вопросов, терзающих пытливый ум исследователей: кем и с какой целью создано это великолепие?

Прогулка по пещере Ласко

Носорог, падающий человек и бизон из шахты

 


20.08.2018