Творчество Гомера как исторический источник

Успехи Шлимана, вооруженного поэмами Гомера, и археологические находки, накопленные в течение 150 лет, дают основание рассматривать творчество древнего поэта в качестве исторического источника, правда, с учетом того, что Гомер мог сам что-нибудь придумать (ведь он жил на несколько столетий позже описываемых событий) или это могли сделать переписчики.

Состояние микенского общества обрисовано с замечательной яркостью и полнотой в так называемых гомеровских поэмах, которые к началу VIII в. до н. э. уже существовали приблизительно в нынешнем виде. Создание «Илиады» и «Одиссеи» относится приблизительно к X-IX в. до н. э. Распределить содержащийся в поэмах исторический материал по конкретным эпохам и периодам нет никакой возможности. Главная часть текста принадлежит временам автора. Впрочем, с известной долей допустимости можно нарисовать себе портрет «среднестатистического» ахейца той эпохи и ахейского общества, ставшего прототипом античного эллинского общества.

Следует отметить, что ахейское общество менее архаично и уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и уже менее критичны. Однако исконные обычаи обладают большой силой и охраняются самими богами. Имеет значение общественное мнение. Еще остаются пережитки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях, однако городская община уже сложилась, а управление ею распределено между единоличным вождем, советом старейшин и народом (чем не прототип настоящей афинской демократии!). Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость в военном деле, мудрость советов и красноречие в мирное время.

Гомеровское общество весьма неоднородно по составу: в нем особенно различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы. Между людьми свободными наблюдаются различия по состоянию и роду занятий. Взаимные отношения между господами и рабами не такие жесткие и даже носят отпечаток патриархальной простоты и близости. В отношениях между мужчиной и женщиной замечается больше равноправия, чем это было во времена Античности (вспомним хотя бы фривольное поведение Клитемнестры).

Несколько веков отделяют античную цивилизацию от микенского общества «Илиады» и «Одиссеи». Как бы перекликаясь с образами, что были созданы этой цивилизацией на золотых кубках, кинжалах, украшениях и, вероятно, во множестве безвозвратно погибших других произведениях искусства, гомеровские стихи воссоздают невероятно реальный образ той эпохи, дополняемый живой поэтической образностью древнего гения.

 

 

Заключение

Микены вырослм на месте деревушки и в течение нескольких столетий после упадка Кносса были настоящей европейской столицей своего времени. Находки в гробницах указывают на то, что богатства сюда стекались со всех сторон. Это был крупный культурный, административный и экономический центр.

Впрочем, военные походы дорийских племен из северных областей Балканского полуострова около 1100 г. до н. э. приводят микенскую культуру в упадок. Но в отличие от минойской культуры, не оставившей особых «побегов», микенская культура не гибнет полностью. Часть ее населения переселяется в Афины, называвшиеся тогда Кекропией: там люди пытаются устоять перед натиском дорийских племен. В Афинах собрались беглецы из Микен, Тиринфа и Пилоса (крупнейших городов микенской цивилизации), и их знания стали основой будущего расцвета Аттики. С падением ахейских государств и приходом племен греков-дорийцев завершается и история яркой эгейской цивилизации (минойской и микенской) и начинается история античной культуры.

 

Творчество Гомера как исторический источник

Гомер, оставивший нам описание ахейского общества

 


25.05.2018