Гора Ли: Гробница Императора

Гробница первого китайского императора Цинь Шихуанди, скончавшегося в 210 году до н.э., расположена между горой Ли и современным Сианем (Шэньси). Великий китайский историк Сыма Цянь, живший во II-I веках до н.э., писал, что в подземной гробнице создан образ вселенной. Более 700 000 человек (в 2 раза больше, чем при строительстве Великой Китайской стены) были мобилизованы на строительство. Огромная гробница включала в себя погребальную камеру, макеты дворцов, башен и зданий, атрибуты власти и уникальные ценности. На своде главного зала была воссоздана картина небес, а на полу изображена вся Китайская империя. Ее пересекали главные реки страны - Янцзы и Хуанхэ, границы омывал океан, причем роль воды играла ртуть, а течение создавалось при помощи различных механизмов. К чудесам гробницы относится также подземная терракотовая армия первого императора, открытие которой в наши дни потрясло весь мир.

Изначально курган достигал 115 м в высоту и был засажен деревьями и травой. Его защищали двойные стены высотой 10-12 м с угловыми и надвратными башнями. Кроме стен здесь находились большие храмы, залы для государственных церемоний и административное здание. Весь заупокойный комплекс занимал 2,5 кв. км, включая пространство за стенами гробницы, и более 400 ям со статуями богов, созданных в дополнение к терракотовой армии. Среди них находятся великолепные бронзовые колесницы, каждая с четырьмя лошадями и возницей. Кроме того, найден ряд больших и несколько сотен маленьких ям, где рядом с коленопреклоненной фигурой лежат скелеты лошадей и других животных из императорских конюшен и зверинцев.

ГОРА ЛИ: ГРОБНИЦА ИМПЕРАТОРА

ГОРА ЛИ: ГРОБНИЦА ИМПЕРАТОРА

 

План гробницы. Ямы для воинов размещены с восточной стороны. Внизу. Тумулус над погребением. Спустя две тысячи лет высота кургана составляет 50 м в высоту и около 1,5 км в окружности.

 

ГОРА ЛИ: ГРОБНИЦА ИМПЕРАТОРА

 

Каждая яма с терракотовыми воинами была накрыта деревянной крышей, которую поддерживала сложная конструкция из крестообразных брусков и крупных балок. На крышах лежали плетеные циновки, обмазанные глиной.

 

Рядом с тумулусом и утрамбованной почвой вокруг него археологи нашли много интересного: фрагменты черепицы, дренажные трубки и бронзовые детали, имеющие непосредственное отношение к строительству комплекса. Здания были сооружены в традиционном стиле, на наклонной земляной террасе с деревянными балками на каменном цоколе, поддерживающем нависающую черепичную крышу. Стены из кирпича и булыжника покрыты штукатуркой. Полы вымощены одинаковой по размеру черепицей, полой внутри. Под ними наклонная земляная терраса с искусной дренажной системой, цистернами для воды и трубками. Бронза использовалась для крепежных балок угловых соединений. Кроме того, были найдены бронзовые крепежи для потолков, равно как и тысячи бронзовых подвесок. Сохранились описания современников, согласно которым стропила, с которых свисали жемчуг, нефритовые украшения и зеленые перья, излучали мягкое сияние.

Гробница пока еще открыта не до конца, но раскопки как более ранних, так и более поздних захоронений проливают свет на его конструкцию. В эпоху Борющихся царств (475-221) в могильных курганах сооружали традиционные ямные захоронения: гроб укладывали на дно деревянной шахты с выступами по сторонам для подземных богов.

 

 

 

ГОРА ЛИ: ГРОБНИЦА ИМПЕРАТОРА

 

В яме 1 находятся 6000 воинов, образующих бессмертную армию императора. Они выстроены в боевом порядке, в параллельных траншеях длиной 200 м. Дно ямы вымощено полыми керамическими плитками, способствующими дренажу почвы.

 

По сторонам шахты были вырезаны специальные помещения для подземных богов. Такие катакомбные гробницы имели сходство с дворцами. Наклонные земляные стены высушивали, штукатурили и разрисовывали занавесками, окнами и парапетами. Стены некоторых помещений были покрыты росписями и инкрустацией из нефритовых пластин. Основание шахты было защищено от влаги слоями песка, угля и спрессованной глины.

После смерти Цинь Шихуанди использование горизонтальных могил, вырубленных в скальных утесах или холмах, стало обычной практикой. Гробница Лю Шэна, правителя Чжуншаня (113 г. до н.э.), в Маньчэне, Хэбэй, была выполнена в стиле «подземный дворец»: с конюшнями для лошадей и колесницами, с комнатами для хранения вина и продуктов, большим залом для аудиенций. В глубине находилась погребальная камера. Правитель и его жена, облаченные в драгоценные одеяния из нефрита, лежали в лаковых саркофагах, украшенных нефритом.

Гробница Цинь Шихуанди включает множество отдельных помещений и построек, имитирующих дворцовый комплекс. Наличие ртутных рек, о которых писал Сыма Цянь, было подтверждено анализами проб местной земли: на площади в 1200 кв. м под могильным холмом они по- А. казали большую концентрацию ртути. Археологи обнаружили насыпи, ведущие к стене 3-метровой высоты, закрывающей погребальную камеру. Стены, сложенные из больших, высушенных на солнце кирпичей, заканчивались угловыми башнями, как и во дворцовых стенах: пятая башня была расположена над главным восточным входом и еще по одной размещалось на каждой из сторон.

 

Материалы и транспортировка

Строительство потребовало огромных людских ресурсов.

Десятки тысяч человек должны были обеспечивать продуктами 3-4 миллиона рабочих, необходимых для рытья ям, возведения стен и курганов. Множество людей занималось доставкой материала для заполнения фундамента и производством печей для обжига латунью, к ним еще надо добавить ювелиров и искусных мастеров, работавших по бронзе, дереву, глине, а также тысячи рабочих для производства ртути из киновари (сульфита ртути), привозимой из рудников Сычуани для подземных рек и океана.

Вся строительная программа держалась на строжайшей дисциплине и высочайшей   степени   организации труда, представляющей собой уникальную китайскую систему массовых производств. Метод создания десятков тысяч больших ритуальных бронзовых изделий, отлитых по глиняным моделям, родился в бронзовом веке, тысячью годами раньше, но был успешно приспособлен для создания другой продукции. Этот метод строился на конвейерном способе работы и специализированных рабочих бригад, на усиленном наблюдении и неусыпном контроле за качеством, а также на использовании изготовленных заранее унифицированных деталей. Он сделал возможным изготовление технически совершенных произведений одинаково высокого качества теоретически неограниченным количеством работающих. Эта система легла в основу всех массовых производств Китая, и анализ терракотовых воинов показал, что она прекрасно работала.

Для отливки фигур использовали полые разъемные формы-матрицы из грубой глины: для фигуры человека матрицы воссоздавали переднюю и заднюю части фигуры, а для скульптуры лошади - левую и правую стороны. Набор форм был ограничен, две - для ног, восемь - для голов, но различные углы для наклона голов и конечностей делали возможным производство широкого ассортимента фигур. После монтировки и высушивания фигуры обрабатывали несколькими слоями глины очень хорошего качества. Отдельно моделировались рты, глаза, носы, уши, ремни и застежки одежды. После этого фигуры обжигали при температуре 950-1000 °С и раскрашивали. Цвета соответствовали разным родам войск армии императора. Такое производство массовой продукции, сочетающее стандартные образцы с индивидуальным моделированием и покрытием, сделало возможным изготовление более 7000 фигур, причем каждая из них производит впечатление индивидуального портрета. Позже подобные методы использовались для изготовления труб, черепицы, кирпича, бронзовых архитектурных вставок. Унифицированные детали, отлитые в матрицах, использовались для создания конечной продукции. Продуманность каждого объекта впечатляет: дренажные трубы, например, связывались вместе, чтобы избежать скольжения.

Металлическое вооружение и бронзовые колесницы свидетельствуют о высочайшем внимании к деталям и контролю за качеством. Двухлезвийные мечи, защищенные хромовой оболочкой от коррозии, могут резать толстые щиты. Сплавы из определенного соотношения частей золота, серебра и бронзы использовались для упряжи лошадей в колесницах, и детали этой упряжи могли выдержать соответствующую нагрузку.

 

ГОРА ЛИ: ГРОБНИЦА ИМПЕРАТОРА

 


16.01.2018