Гробница Пакала В Паленке

Монументальная архитектура в виде огромных храмов, дворцов и дорог - основное достижение цивилизации майя в конце классического периода. Государство майя сложилось в тропических лесах южной и восточной частей Центральной Америки в 600-900 годах. Самыми крупными сооружениями майя являются храмы в виде пирамид: их высота достигает 60 м. Но, несмотря на впечатляющий масштаб, постройки майя не являются мегалитическими: они состоят из земли и гальки, заключенных в тонкую оболочку наружных стен. Поскольку индейцы майя предпочитали покрывать стены плотным слоем штукатурки и краски, чтобы не видна была кладка, размер камней не имел никакого значения. Они были, в основном, небольшими: почти каждый камень мог перенести один человек. Иногда майя специально использовали очень крупные камни для выразительных элементов фасада, таких как парадная лестница и балюстрада, но основную часть их титанического труда составляло создание рельефов на стелах, алтарях и (иногда) на стенах гробниц.

Храм Надписей

Вероятно, самое знаменитое здание майя - это пирамида храма Надписей, сооруженная в VII веке в Паленке, крупном царском центре в тропических лесах на юге Мексики. Храм возводился на крутом холме, что создавало определенные сложности и опасности в процессе строительных работ. Поэтому строители прервали работу, чтобы укрепить склоны холма. Большую часть работ, требовавших только использования грубой силы, выполняли неквалифицированные рабочие: они занимались добычей известняка и производством штукатурки.

Это сооружение не было, собственно, храмом как таковым. Прежде всего это была гигантская гробница, над которой находились различные сооружения, в том числе храм. Именно наличие гробницы делает данный монумент столь значимым. Эта гробница была одним из самых сложных и эффектных сооружений классического периода майя. Большие глыбы очень хорошего по качеству известняка специально доставляли из мест, лежащих в нескольких километрах отсюда, а затем искусные мастера придавали им окончательную форму.

 

ГРОБНИЦА ПАКАЛА В ПАЛЕНКЕ

 

Образ царя Пакала вырезан на монументальной известняковой крышке, закрывающей саркофаг, в котором находится его тело.

 

Гробница в пирамиде

Во время раскопок, проведенных в 1949-1952 годы, мексиканский археолог Альберто Рус нашел на вершине пирамиды каменную плиту с отверстиями, закрепленную на полу храма. Плита скрывала выход на извилистую многоступенчатую лестницу. У самого основания пирамидальной конструкции лестница заканчивалась входом в огромную каменную гробницу, ориентированную по главной оси пирамиды. После расчистки прохода перед археологами открылась первая царская усыпальница, найденная на Майянской низменности. Она стала убедительным подтверждением гипотезы, согласно которой народом майя в классический период управляли не жрецы, как полагали многие ученые, а царские династии, а также доказательством того, что майя, подобно египтянам, использовали некоторые пирамиды в качестве погребальных памятников своим правителям. Нет сомнений, что пирамида храма Надписей с самого начала проектировалась как погребальный монумент, поскольку гробница и лестница являются неотъемлемой частью сооружения.

Наконец, в различных частях гробницы роль перекрытий играют мощные каменные плиты весом в 12-15 тонн. Так, огромные плиты известняка перекрывали нижний уровень, формируя пол мавзолея, который, в свою очередь, был перекрыт сводом 6-метровой высоты. Один огромный каменный блок был крышкой 3-метрового саркофага. Когда Рус и его помощники подняли прямоугольную крышку, они обнаружили углубление в форме лямбды, где находился мужской скелет. Лицо закрывала маска из нефритовой мозаики, здесь же находилось множество богатых украшений в виде бус, колец, серег и других украшений из нефрита, перламутра и пирита.

 

Описание и иконография

Стенки саркофага, его крышка и стойки были украшены резьбой и  лепной скульптурой. Изображения красиво одетых людей или богов сопровождались надписями и календарными датами. Даты удалось разобрать, но в то время никто не смог прочесть иероглифы. Со временем ученым удалось расшифровать письменность майя, и теперь мы намного лучше понимаем сложные ассоциативные значения образов, что позволило включить гробницу и храм в широкий исторический контекст.

Центральное место в гробнице занимал саркофаг, одно из самых потрясающих произведений искусства майя. Лежащий в нем человек, для которого, как уже известно, и была предназначена эта гробница, был царем и покровителем храма Надписей по имени Ханааб Пакал (принято писать просто Пакал). Он был десятым правителем из царской династии в Паленке и стал царем в 615 году, в возрасте 12 лет. После долгой карьеры, состоявшей из исполнения ритуалов, дипломатии и войн, примерно в 675 году, он начал сооружать свой погребальный храм. Восьмью годами позже, в возрасте 80 лет, Пакал умер, поэтому строительство заканчивал его сын, Кан Балам, который взял на себя труд создать на вершине храма целую скульптурную программу, в которой объединил самого себя со своим знаменитым отцом и предками.

Подобное сочетание было не случайным. Рус обнаружил полую каменную трубу вдоль одной стороны лестницы, ведущей из храма вниз, в погребальную камеру. Этот своеобразный «психоканал», очевидно, предназначался для общения умершего царя с живыми участниками ритуалов, которые происходили в храме наверху.

Но более важно понять, что означают образы и надписи в самой погребальной комнате, и особенно на крышке саркофага. На пей художник изобразил Пакала в момент смерти, пасть божественного пернатого змея символизирует вход в загробный мир, где обитают предки. Он одет как бог кукурузы, божество ассоциирующееся с созданием мира и с k     источником воскресения. Позади Пакала изображено великое мировое дерево,  небесный змей вплетен в его ветви, а на вершине кроны - сверхъестественная птица, образ которой связан с колдовством. Смысл сцены заключен в том, что в момент физической смерти Пакал рождается как божество и священный предок. Кто бы ни был автором композиционных сюжетов храма или гробницы, нужны были немалые усилия, чтобы такие важные события, как смерть и преображение могущественного царя Паленке, поместить в широкий исторический, мифологический и династический контекст. Календарные вставки прибавляют даты Пакаля к богам-предкам, а дата, отсылающая нас в 1 246 826 год, означает день его возрождения через тысячи лет в будущем. В других текстах отмечены такие важные события в жизни царя, как свадьба и визит правителя из великого царства Тикал, расположенного далеко на юго-востоке.

 

ГРОБНИЦА ПАКАЛА В ПАЛЕНКЕ

 

Царь Пакал изображен на крышке своего саркофага в момент смерти. В образе бога кукурузы он спускается под землю, в обитель предков, где будет рожден вновь, как родовое божество. Внизу. Маска, выполненная из кусков нефрита, из гробницы Пакала.

 

Поскольку майя высоко почитали умерших предков, по сторонам саркофага изображены шесть поколений мужчин и женщин, членов царской династии. Девять других персонажей, вылепленные на стенах гробницы, возможно, представляют правителей, предшествовавших Пака-лу. Маленькие фигурки по краям крышки саркофага и на подставках под ним ученые идентифицируют как наиболее значимых при дворе приближенных царя. Возможно, это архитекторы и администраторы (они относились к знати), которые следили за сооружением храма и гробницы.

Мы знаем, что гробница была начата около 675 года и завершена около 702 года, перед смертью сына и преемника Пакала. Ученые предполагают, что работы велись ежегодно, в течение 90 дней сухого сезона, силами только 50 рабочих или тем количеством, которое требовалось. По одной из гипотез, если бы храм и гробница были построены за короткое время (например, за 10 лет), то это сооружение было бы в три раза выше, хотя и не слишком большим. Транспортировка материалов, изготовление и использование штукатурки съедали большую часть времени при строительстве, хотя мы не должны забывать об  искусной работе мастеров, которые создавали и раскрашивали рельефы, устанавливали массивные каменные блоки.

 

ГРОБНИЦА ПАКАЛА В ПАЛЕНКЕ

 

Храм Надписей в Паленке. Гробница Пакала находится на нижнем уровне пирамиды и соединена проходом с вершиной храма.


24.05.2018