Храм-Мавзолей В Ангкор-Вате

Шедевр средневекового искусства,  храм-мавзолей XII века в Ангкор-Вате находится в центральной Камбодже. Город Ангкор был столицей империи кхмеров, в которую входила Камбоджа, а также части Вьетнама, Лаоса и Таиланда.

Ангкор-Ват считается самым крупным культовым сооружением в мире и самым сложным погребальным памятником по уровню затраченных усилий (здесь покоится прах короля кхмеров Сурьявармана II).

Храмовый комплекс включает богато украшенную 65-метровую ступенчатую пирамиду, с пятью ровными концентрическими дворами. Внешний огорожен рвом и стеной. К главному входу на западе ведет 200-метровая дамба, которая заканчивается у внутренней стены, прорезанной 12 входами, по три в каждой стороне.

Внутри второго двора - три уровня террас-дворов. Первый, отделяющий галерею, образованную внутренними стенами, и два ряда колонн, имеет главные ворота и угловые здания. Стену галереи покрывают почти 1000 кв. м рельефных сцен из индийских эпосов - «Рамаяны» и «Махабхараты». Столь же выразительно показана жизнь кхмерского двора, война и ад. Главный вход соединен с внутренними двориками, имеющими галереи, второй террасы, снова обозначенной галереей с главными воротами и угловыми башнями. От его западного входа главная дорога приводит к подножию центральной лестницы, которая поднимается к третьей террасе. Эта последняя терраса - квадратная в плане с 12 лестницами, три в каждом нужном направлении, обозначенная соединенными аркадами. Этот угол лестницы венчают 4 башни с вершинами в форме лотоса. Далее аркады ведут из центральных въездных ворот к центральной башне, 42-метровой высоты в форме бутона лотоса, которая возвышается на 65 м над пейзажем.

 

ХРАМ-МАВЗОЛЕЙ В АНГКОР-ВАТЕ

 

Рельеф первого дворика изображает Сурьявармана II в зале для приемов, в окружении приближенных.

 

Исторический контекст

Ангкор-Ват был построен во времена правления Сурьявармана II (1113-1145). Областной военачальник с великолепными связями, он победил двух соперников, перед тем как объявить себя правителем

Ангкора. Он вел кампанию против традиционных врагов кхмерского государства - чамов и аннамитов. Несмотря на 19 лет войны, он в основном завершил Ангкор-Ват, который является одним из 15 важных царских монументов в городе Ангкор. Основанный Яшоварманом I в 889 году на севере Великого озера, или Тонлесап, Ангкор, первоначально называвшийся Яшодхапура, был столицей более 500 лет,

 

Материалы и строительные техники

Ангкор-Ват возводился без использования известнякового раствора или арочных перекрытий.

Сложное оформление западного фасада центральной части монумента хорошо видно с крестообразной платформы.

 

ХРАМ-МАВЗОЛЕЙ В АНГКОР-ВАТЕ

 

В строительстве использованы два типа песчаника: среднезернистый для стен и крупнозернистый для тщательно обработанных стен галерей. Оба вида камня добывались у горы Кулен, в 45 км к северо-востоку. Камни переправлялись на пароме вниз по реке Сиемреап или доставлялись по сети каналов. В 1861 году Анри Муо, один из первых европейских путешественников, заметил, что большинство камней имеют на одной из сторон отверстия диаметром 2,5 см и 3 см глубиной, и что количество отверстий возрастает в зависимости от размера камня. В связи с этим некоторые исследователи предположили, что отверстия использовались для соединения плит медными штырями или служили для временной фиксации деревянных колышков, необходимых для установки блоков в нужном месте. По-видимому, для перемещения камней использовалась сложная схема, включающая слонов, кокосовые тросы, шкив и бамбуковые полозья.

Из-за отсутствия настоящих арок перекрытия памятника сооружались по принципу кронштейна - уложенные друг на друга ряды перехлестывающихся тесанных камней держались за счет веса и умелого распределения тяжести. Во многих башенках на первой и второй террасах сохранились остатки деревянных рам. В работе с камнем часто использовали технические приемы, характерные для работы с деревом. Например, колонны трех галерей крепятся к стенам при помощи пазошипковых соединений, в то время как на других площадках комплекса попадаются блоки, прикрепленные непосредственно друг к другу. Эти технические приемы с одной стороны свидетельствуют об ограниченных возможностях кронштейновых сводов, а с другой показывают, что каменные балки не могли перекрывать широкие расстояния, результатом чего стали узкие одноярусные конструкции.

При взгляде на Ангкор-Ват кажется, что он построен из песчаника, но на самом деле этот камень использовался, в основном, для отделки фасада и некоторых архитектурных элементов. Пробы грунта, которые были сделаны под памятником для изучения состояния фундамента, показали, что он состоит из песка и мелких брикетов песчаника, а затем покрыт толстыми пластинами латерита - местной почвы. Ее нарезали блоками, а на открытом воздухе она отвердевала. Все тяжелые строительные работы осуществляли неквалифицированные рабочие, а искусные каменщики и камнерезы обычно использовались на отделочных работах. К сожалению, украшение террас Ангкор-Вата не завершено, оно осталось на уровне фундаментов. Это лишило памятник архитектурного великолепия.

 

Культ Вишну

Ангкор-Ват имел множество функций, включая астрономическую обсерваторию, изображение четырех веков распространения индуизма и даже модель небесной конюшни Индры. Сейчас этот памятник считается храмом-мавзолеем, так как в городе находятся и другие ступенчатые пирамиды. В то время как некоторые короли кхмеров поклонялись Шиве, Индре или Будде, Сурьяварман II посвятил свой монумент Вишну, который ассоциировался с западным направлением. Это дает основание предполагать, что политически Сурьяварман II был ориентирован на запад, что было редким явлением в то время. Кроме того, после смерти Сурьявармана, известного также как Парамавишнулока или «один из тех, кто дошел до высшего мира Вишну», этот храмовый комплекс стал погребальным памятником: кремированный прах короля был помещен, вероятно, в центральную раку.

Культ Вишну распространился в Ангкор-Вате после того, как основная часть официальных лиц подержала меньших по численности чиновников, создавших город в городе. Хотя мы не знаем числа городских служащих а Ангкор-Вате, но из надписи на Та-Пхром, маленьком мавзолее, построенном в 1181-1219 годах, указано, что население составляло 80 000 человек. Возможно, многих из них хоронили на открытых пространствах наружных дворов Ангкор-Вата, поскольку только боги могли иметь жилище из камня.

Но Ангкор-Ват больше чем храм-мавзолей: это микрокосмос, представляющий храм, страну и целую вселенную. Множество ученых предполагали, что статуя в центре погребальной камеры представляет не только Вишну, но также Сурьявармана II, и что 19 статуй Вишну в маленьких погребальных комнатках - это 19 провинциальных губернаторов Сурьявармана. Другие считали этот памятник моделью вселенной, где ров с водой и наружные стены воплощают первозданное море и чакравала, горную цепь, которая окружает вселенную, а центральная башня и четыре второстепенных башенки представляют пять пиков горы Меру - центра вселенной, на которой расположен город богов. Интерпретации сюжетов, воплощенных в рельефах, основаны на индийских традициях и священных преданиях. Мы видим в них подземный мир, создание вселенной, «Рамаяну» и «Махабхарату».

Но сооружение этого чуда света истощило экономические запасы государства и имело печальные последствия для его преемников.


16.01.2018