Этрусское Кладбище В Черветери

Слово «Некрополь» переводится как «мертвый город». Именно так и выглядит этрусский некрополь в Черветери Его второе название - Бандитачья (от terra bandita, или «запретная земля»). Жители этрусского города Черветери, обосновавшиеся на противоположном берегу, построили здесь зеркальное отражение своего собственного города. Выдолбленный в вулканической породе, он предназначался потомкам для длительного пользования. Хотя большая часть кладбища давно уже разграблена, некрополь сохранил свою этрусскую сущность. Современные жители Черветери искренне восхищаются своими предками, создавшими этот удивительный город, узнаваемый в мельчайших деталях. Главная улица, изрезанная колеями от телег, проезжавших через Бандитачью, является продольной осью всего некрополя. Эта дорога, называемая Виа дельи Инфери (или «дорога привидений»), ведет к северным воротам города и соединяет умерших жителей Черветери с живыми жителями Черветери. Границы могил, сейчас заросшие, указывали путь, по которому следовали погребальные кортежи. В них входили плакальщики и музыканты, поскольку в те времена похороны сопровождались торжествами, которые начинались непосредственно за входом в предназначенную гробницу.

Прогуливаясь вдоль Виа дельи Инфери, можно увидеть много нового, поскольку в результате археологических раскопок были найдены и частично восстановлены многие сооружения и входы в гробницы, которые прежде были скрыты. Можно выделить две принципиальные стадии в сложении генерального плана Бандитачьи.

 

ЭТРУССКОЕ КЛАДБИЩЕ В ЧЕРВЕТЕРИ

 

Взгляд сверху на некрополь Бандитачья. Круглые гробницы VII-VI веков лежат в стороне от Виа дельи Инфери.

 

На первой стадии между VII и VI веками до н.э. мы видим множество больших круглых могильных холмов, тумулусов, под которыми находятся несколько отдельных погребений. Расположение больших холмов выглядит случайным, что подтверждают и имеющие схожую форму маленькие кольцеобразные гробницы. Погребальные камеры были высечены в туфовых скалах, внутри каждой из них прорезана дверь, а особый эффект создают вертикально стоящие столбы, словно поддерживающие свод с землей наверху. По нашему мнению, данная модель характерна для аристократических гробниц архаического Черветери.

На второй стадии, начавшейся около 500 г. до н.э., складывается новая форма захоронений. Результатом единого планирования стали последовательные ряды прямоугольных склепов кубовидной формы. Подобная унификация могла возникнуть в результате уравнительной модели городской застройки. Позже, когда пространство некрополя обретает четкие границы, а гробницы становятся родовыми, создаются глубокие подземные склепы, имитирующие комнаты домов этрусской знати. Отличающие их оригинальность и пышность говорят о соперничестве между этрусскими родами. Наиболее эффектна «Гробница рельефов» конца IV века до н.э., украшенная лепной полихромной скульптурой.

В течение всего времени существования некрополя - до I века до н.э., когда Черветери окончательно перешел под власть Рима, Бандитачья была домом для гробниц , которые были похожи на дома. Это во многом объясняет, почему своды многих вырубленных в скале склепов поддерживаются балками, как в обычных домах, но при этом нет крыши, которую они должны поддерживать. Кроме того, кушетка и кресло, вырезанные в скале, являются очевидным аналогом деревянной мебели, характерной для этрусских жилищ. Изначально в склепах находилось множество предметов домашнего обихода: архаическая «Гробница долио» берет свое название от найденных в ней 11 огромных сосудов, в которых хранились продукты. Но порой в гробницах встречались довольно странные вещи, не имеющие объяснения. Так, формы некоторых высеченных в скале гробниц не имеют аналогии в конструкции обычных жилых домов. Каннелированные колонны, включающие различные капители (например, «эолийскую», имеющую восточное происхождение, из «Гробницы капителей» середины VI в.), очевидно означали, что данное сооружение в некрополе было не только домом, но и храмом. Возможно, обитатели этих гробниц при жизни были жрецами.

 

ЭТРУССКОЕ КЛАДБИЩЕ В ЧЕРВЕТЕРИ

 

Интерьер «Гробницы щитов и тронов» (середина VI в. до н.э.). Каменные стропила и кушетки скопированы с деревянных оригиналов; трон мог быть копией бронзовой модели.


24.05.2018