Буддийская Святыня Боробудур - – Картинки - Фото

Боробудур представляет собой эффектную ступенчатую пирамиду высотой более 30 метров, состоящую из девяти уложенных друг на друга террас, украшенных статуями Будды, решетчатыми и миниатюрными ступами, а также панелями с барельефами. В то время как первые шесть террас имеют квадратную форму и уменьшаются в размерах снизу вверх, шестая выступает в роли платформы для трех следующих круглых террас, на каждой из которых установлены маленькие ступы в форме колокола. Богатство украшения и оригинальность проекта, несомненно, делают это сооружение самым поразительным памятником буддизма в островной Юго-Восточной Азии.

Комплекс, возведенный в VIII-IX веках н.э., расположен на вершине невысокого холма на краю долины Кеду в центральном районе Явы.

Стена основной террасы, покрытая более поздней облицовкой, украшена рельефами, изображающими сцены из «Кармавибханги», или «Трактата о действии закона причин и следствий». Четыре следующие квадратные террасы окружены балюстрадами, образующими галереи, каждая из которых также украшена рельефами. В первой галерее представлены сцены из «Лалитавистара», или жизнеописания Будды, из джатак и авадан, или историй перерождений Будды. Во второй, третьей и четвертой галереях изображены эпизоды из «Гандавь-юха», или истории буддийского паломничества. В каждой балюстраде также есть ниши, где расположены изображения Будды. К вершине ведет четыре ряда из десяти маленьких лесенок - по одному ряду с каждой стороны света. Храм был ярко раскрашен, так как по всей его поверхности обнаружены следы синей, зеленой, красной и черной краски, а также остатки листового золота.

Соперничество династий

Центральная Ява была ядром морской империи, контролировавшей кхмерские территории островов и расположенного рядом материка в 760- 800 годы н.э. Власть над империей была поделена между двумя конкурирующими династиями Шай-лендра и Санджайя. Сначала у власти были последователи Будды (т.е. буддисты), а затем Шивы (ин-дуисты).

Согласно Де Каспарису, святилище было основано в конце VIII века н.э. царем Индрой из династии Шайлендра, который получил селение и земли в дар от царицы Шри Кахулуннан, царевны из рода Шайлендра. Дюмарсай, напротив, полагает, что основателем был предшественник Индры, Вишну (ок. 775-784 гг. н.э.), а позже памятник перестраивался Индрой (ок. 784-792 гг. н.э.) и Самаратунгой (792-833 гг. н.э.), прежде чем его вновь немного изменили в правление династии Санджайя.

 

История создания храма

В 1973 году ЮНЕСКО начала кампанию по спасению памятника. В ходе проекта исследовались геологическая, химическая и гидравлическая структура монумента; бурились скважины для исследования его микроклимата. Эти работы позволили разобраться в истории его создания и особенностях конструкции. Удалось определить, что холм, на котором стоит храм, имеет отчасти искусственное происхождение и является результатом масштабных работ. Изначально он был выветренной глыбой вулканического рио-лита высотой 27 метров и был превращен в фундамент путем заполнения пустот илом, глиной и даже каменными осколками (предположительно, полученными в процессе добычи и отделки строительного камня). Террасы также были частично естественного, частично искусственного происхождения.

Теперь также известно, что хотя храм и производит впечатление единой постройки, на самом деле он является результатом четырех реконструкций. На первом этапе, около 775 года н.э., было построено две террасы, но сооружение верхней части завершено не было. Затем, примерно в 790 году, на первой и второй террасах были воздвигнуты балюстрады, а ширина лестниц, ведущих на верхние террасы, была стандартизирована. Некоторые ученые также полагают, что на верхней террасе была выстроена ступа высотой 42 метра. Через короткое время пришел черед третьей стадии, во время которой изначальное основание монумента было покрыто облицовкой общей площадью 12 750 кв.м, Это была попытка остановить горизонтальное проседание верхней части сооружения. Во время третьего этапа были также переделаны лестницы и полы первой и второй галерей, а остатки центральной ступы были полностью уничтожены.

На ее месте были построены еще три широкие террасы, где располагались решетчатые ступы со статуями Будды внутри. А все сооружение было увенчано большой ступой высотой 10 м. На последней стадии новое основание было расширено, а балюстрада первой галереи слегка переделана.

 

БУДДИЙСКАЯ СВЯТЫНЯ БОРОБУДУР - – Картинки - Фото

 

 

 

БУДДИЙСКАЯ СВЯТЫНЯ БОРОБУДУР - – Картинки - Фото

 

 

 

БУДДИЙСКАЯ СВЯТЫНЯ БОРОБУДУР - – Картинки - Фото

 

 

Храм сложен из авгитового андезита и базальта - камней вулканического происхождения. Так как их месторождений вблизи нет, можно предположить, что использовались принесенные рекой булыжники и валуны из русла ближайшей реки. Это может объяснить разнообразие цветов, размеров, форм, состава и структуры этих кубовидных блоков. В среднем они имеют 20 см в высоту, от 30 до 40 см в ширину и не более 30 см в толщину, т.е. являются достаточно маленькими, чтобы их можно было переносить вручную. Круглые отверстия в облицовке пола свидетельствуют о том, что при строительстве использовались бамбуковые подпорки.

Самой поразительной особенностью этого сооружения является то, что оно было возведено без использования строительного раствора. На первом этапе строительства некоторые блоки были скреплены тонкими каменными шпонками, которые вгонялись в утопленные двойные пазы в форме ласточкина хвоста, выбитые в соответствующих блоках. На втором этапе эту технику вытеснило использование блоков с выступающими углами, которые можно было подогнать друг к другу крайне плотно. При возведении ажурных ступ на первой и второй круглых террасах использовалось соединение шипом и пазом. В верхних галереях использовалась еще одна технология: то и дело со смещением укладывались блоки с неровной поверхностью стыка, что дополнительно укрепляло конструкцию. Несмотря на эти старательные попытки унифицировать структуру, количество ключевых недостатков оставалось прежним. Наиболее значимым из них было отсутствие важных структурных связей внутри стен и полов. Это означало, что когда внутри накопится вода, наполнитель в центре начнет проседать.

 

Модель вселенной

Боробудур никогда не задумывался как отдельное монументальное сооружение; он создавался как религиозный центр для расположенного рядом монастыря или вихары, монастырского общежития. Хотя руины этого комплекса до сих пор не идентифицированы, в 600 метрах на северо-запад было найдено некоторое количество построек, а у восточного подножья холма расположен ряд маленьких ступ. Также вполне возможно, что Боробудур был частью большого комплекса, в который входили также лежащие по соседству храмы Чанди Мендут и Чанди Павон. На определенном уровне его можно классифицировать как очень богато украшенную буддийскую ступу, но он представляет собой нечто большее, чем просто святилище Будды. Многие ученые делали попытки интерпретировать его как микрокосм или модель вселенной. Исходя из характера и расположения барельефов, они делили его согласно трем уровням буддийской космологии. Барельефы первой террасы и сцены первой галереи изображают Камадхату, сферу желаний; барельефы второй, третьей и четвертой галерей представляют Рупадхату, сферу (чистых) форм; а круглые террасы символизируют Арупа-дхату, сферу небесного, не имеющего формы. Центральная ступа олицетворяет самого Будду. Таким образом, храм является символом как физического, так и духовного путешествия последователя веры.

Де Каспарис утверждает, что название «Боробудур» может быть переведено как «гора добродетели десяти ступеней бодхисаттвы», либо «гора, поднимающаяся последовательными террасами», либо «цари средоточия земли». Таким образом, Боробудур может олицетворять собой вселенную, Гору Меру и Будду, а также быть могущественным династическим культовым центром, символом независимости династии Шайлендра.


23.11.2017