Буддийские Пещеры Аджанты - – Картинки - Фото

Храмы и монастыри Аджанты, в 320 км на северо-восток от Бомбея, - яркий пример буддийской скальной архитектуры Южной Азии, украшенной выдающимися буддийскими фресками. Это уникальный образец для изучения раннего развития буддийской архитектуры, поскольку большая часть подобных памятников этого периода была деревянной и давно исчезла с лица земли.

В Аджанте, по склонам узкого ущелья над рекой Вагхора, находятся 30 пещер, созданных в два отдельных этапа: самые ранние - в II-I веках до н.э., остальные - в V-VI веках н.э. В те времена в них можно было попасть по высеченным в скале ступенькам со дна ущелья, лежащего в 30 м ниже. Пещеры можно разделить на святилища-ступы и монастыри. И те, и другие богато украшены фресками, изображающими Будду, бодхисаттв, то есть просветленных существ, важные события в жизни Будды и джатаки, предыдущие рождения Будды. Пять святилищ украшены изящными фасадами с входными дверными проемами и окнами подковообразной формы. Внутри находится центральное помещение со сводчатым потолком и апсидой, окруженной полукруглой внутренней галереей - боковым проходом, отделенным колоннами. Ядро сооружения, ступа, расположена в центре апсиды.

БУДДИЙСКИЕ ПЕЩЕРЫ АДЖАНТЫ - – Картинки - Фото

 

Великолепный скальный фасад святилища- ступы  с входным портиком и расположенным над ним подковообразным окном.

 

Монастыри, вторая категория пещер, различны по размерам. В пещере 6 даже два этажа, соединенных лестницами. В каждом монастыре есть общий зал, окруженный жилыми кельями, а в более поздних - священные образы. Хотя оба вида сооружений высечены в скале, в них выдержаны все архитектурные детали, обычно присущие деревянным постройкам, - резные столбы, стропила, опоры и даже ступенчатые мерлоны.

Большинство пещер Дджанты было создано в период правления династии Вакатака, которой была подчинена большая часть Деканского плоскогорья в V-VI веках н.э. Сами правители исповедовали религию брахманизма (индуизм), но буддийские памятники Дджанты создавались их министрами и подданными, а также странствующими торговцами и паломниками. Так, надпись, высеченная в Пещере, сообщает о даре Варахадевы, министра царя Ха-ришены (475-500 гг. н.э.), а надпись в Пещере  - о даре некого князька, подчиненного тому же царю,

Расположение Аджанты, лежащей рядом с оживленными торговыми путями, ведущими в Декан, привлекало сюда паломников и торговцев, которые могли, подобно купцу Гханамададе, открыть пещеру в надежде на успех своего путешествия. Однако не все пещеры были построены и открыты отдельными лицами. Пещеру  создавали четыре независимых жертвователя, а то, что Васитхипутра подарил входную дверь для Пещеры, свидетельствует, что облик некоторых пещер был результатом множества достроек и изменений.

 

БУДДИЙСКИЕ ПЕЩЕРЫ АДЖАНТЫ - – Картинки - Фото

 

В фреске монастыря изображено одно из предыдущих рождений Будды: царь Махаджанака проходит ритуальное очищение перед тем, как отречься от жены и царства и принять аскезу.

 

Создание святилищ

Первый этап - это выбор места, чтобы участок склона из мягкого крупнозернистого базальта был без щелей и трещин. Затем размечали фасад и начинали выдалбливание с помощью железных инструментов. Работы шли сверху вниз, начиная с потолка, поэтому строительные леса не использовали. В ходе работ оставляли длинные рабочие проходы с намеченными рядами колонн в промежуточных стенах, чтобы высечь их позднее. В монастырях сначала вырубали центральный зал, а затем - жилые кельи. После этого приступали к резьбе и шлифовке.

Ранее ученые полагали, что на создание некоторых пещер уходило около 100 лет: например, при строительстве Пещеры  было извлечено более 350 кубометров сплошной скалы. Но недавно Видья Дехеджия высказал предположение, что 15 лет было достаточно. Грубые поверхности новых помещений выравнивали, нанося на них толстый слой земли, смешанной с каменной крошкой или песком, растительным волокном, рисовой шелухой и травой. Эту поверхность затем белили известковым раствором и покрывали настенной живописью. Эскизы наносили древесным углем, а фон закрашивали перед тем, как выписывать детали переднего плана. Краски составляли из толченых натуральных материалов, смешанных с костным клеем. Красный и желтый цвета давала охра, белый - каолин (фарфоровая глина), черный - сажа, а синий - ляпис-лазурь.

Аджанта выполняла двойную функцию: как обитаемый монастырь и как культовый центр.

Несмотря на ее уединенное местоположение, сюда тянулись с дарами местные правители, придворные чиновники и обычные люди.

Фрески помогали новообращенным и младшим монахам изучать буддийские предания и подготавливали их к циклу перерождений и смертей, запечатленных в прекрасных образах лесов, городов, дворцов и небес. Люди обретали надежду вырваться из этого круга благодаря выполнению похвальных деяний. Несомненно, именно в этом состояла цель Чарьи из Сачивы, который основал Пещеру 10, украсив свой дар следующими словами: «Пусть все имеющиеся здесь достоинства послужат избавлению от страданий всех разумных существ».

 

БУДДИЙСКИЕ ПЕЩЕРЫ АДЖАНТЫ - – Картинки - Фото

 

Вид на буддийские пещеры Дджанты в крутом обрыве над рекой Вагхора.


23.11.2017