Глиняные Мечети В Тимбукту – Картинки - Фото

Это весьма неточное описание Тимбукту, города в современном Мали, государстве Западной Африки. Но оно первым появилось в Европе и было составлено Львом Африканцем, мавром из Испании и новообращенным христианином.

Этот город появился как остановка на пути верблюжьих караванов в начале II тысячелетия н.э. и процветал благодаря торговле. В мусульманском мире он получил славу одного из учебных центров ислама: городской университет привлекал ученых отовсюду. Местами обучения были также мечети, ставшие самыми прекрасными образцами глиняной архитектуры Африки.

Даты основания трех главных мечетей неясны: исторические источники расплывчаты, а археологические исследования до сих пор не проводились. Кроме того, в течение столетий мечети неоднократно перестраивались. Самой первой и наиболее значимой из мечетей была Джингеребер, основанная, вероятно, еще в XIII веке. Второй по значению была Санкоре, ставшая основным центром изучения ислама. Она была построена между 1325 и 1433 годами, во времена мандингского или малийского правления. Третья мечеть, Сиди Яхья, не менее важна. Она была возведена около 1440 года, но в 1939 году французы основательно перестроили ее, используя «камень» (твердую глину, называемую «камнем Тимбукту»), и поэтому теперь вряд ли может считаться настоящей «глиняной» мечетью.

Материалы и техники

Хотя планы всех трех мечетей различаются между собой, определенные детали повторяются. Все они включают основные особенности, присущие мечетям: михраб (молитвенную нишу), минарет (когда-то созывавший прихожан на молитву) и главное молитвенное святилище, выходящее во внутренний двор (сахн).

ГЛИНЯНЫЕ МЕЧЕТИ В ТИМБУКТУ – Картинки - Фото

 

Вид на интерьер мечети Санкоре. Обратите внимание: слева - стена из «камня Тимбукту».

 

И Санкоре, и Джингеребер построены в так называемом «сахельском» стиле, с усиленными контрфорсами глиняными стенами и плоской кровлей. Они также имеют характерные наружные выступы и постоянные леса в виде жердей для ежегодного обновления глины на пирамидальном минарете. По всей вероятности, Сиди Яхья изначально также была построена в этом стиле, о чем свидетельствует ядро минарета, сложенное из глины и не так давно покрытое французами облицовкой из «камня Тимбукту».

Согласно одной из местных летописей, «Тарих эль-Феттах», видный деятель Тимбукту, Кади Эль-Акиб, отвечавший за реконструкцию и восстановление всех трех мечетей в XVI веке, измерил Каабу - центральную святыню Мекки - и перенес ее размеры на мечеть Санкоре в Тимбукту. Он отметил длину и ширину святейшего из мусульманских храмов при помощи длинной веревки, а вернувшись в Тимбукту, просто размотал ее и отмерил новые границы внутреннего двора, исходя из наружных измерений Каабы.

Основным материалом, использовавшимся при постройке как Санкоре, так и Джингеребера, были сырцовые кирпичи - не только прямоугольные, вылепленные с помощью формы, но и более трудоемкие, слепленные вручную в виде трубок или шаров. Укладкой кирпича занимались каменщики (хотя речь идет о работе с глиной, в данной местности используется именно этот термин), которым (вплоть до отмены рабства) помогали невольники, таскавшие под присмотром надзирателя глину в плетеных корзинах и воду в калебасах (сосудах из тыквы). Сами же каменщики, «габи-би», были свободными людьми, входящими в особую гильдию, или касту. В настоящее время ремонт мечетей является общественным делом.

Центральное ядро из глиняного кирпича обмазано защитным слоем глины, заглаженной мастерком до образования ровной поверхности. Предполагалось, что редкие дожди будут смывать только этот слой, оставляя внутреннюю часть нетронутой. Однако, согласно другому историческому источнику, «Тезкирет эн-Нисиан», минарет Санкоре в 1678 году обрушился, что, вероятно, было не единственным подобным случаем. Внезапные сильные дожди, редкие ремонтные работы, что, вероятно, связано с политической нестабильностью, зачастую преобладавшей в Тимбукту, песчаная эрозия и движение дюн - вот примерный перечень разрушительных факторов, которым приходилось противостоять.

«Камень Тимбукту» (твердая глина из пустыни) также использовался в строительстве мечетей. Обычно его применяли в особых случаях, например, в Джингеребере - для постройки михраба и некоторых деталей с наружной стороны, более чувствительных к воздействию ветра.

Кроме того, тесаный «камень Тимбукту» использовался в Джингеребере для сводчатых арок, прозванных «романскими».

В силу сахарско-сахельского расположения Тимбукту, там отсутствовала хорошая местная строительная древесина, которую приходилось завозить из более лесистых районов. Поэтому при строительстве мечетей и городских домов широко использовалась древесина местных пальм. Крыши делали из расщепленных пальмовых стволов, укладывая куски дерева в узкие зазоры между стволами пальмы дум, положенными продольно между опорами. Поверх них настилали циновки, сплетенные из волокна пальмы дум, на которые,    J в свою очередь, намазывали слой все той же     | вездесущей глины. Для осушения плоской крыши использовались желобки из керамики или выдолбленного ствола пальмы, вделанные в кровлю, которые позволяли воде сливаться вниз, на улицу. Для стоек лесов, глубоко вделанных в глиняные стены, использовали стволы акации и других доступных пород дерева. Кроме того, древесина использовалась для некоторых внутренних деталей, таких как главная дверь.

Великолепие мечетей Тимбукту заключается в их простоте. Они лишены украшений, часто встречающихся в других мечетях по всему мусульманскому миру, - в них нет ни изразцов, ни резных деревянных частей, ни массивных висячих ламп, а там, где отделка есть, она сдержанна и скромна. Например, в мечети Санкоре выложены ромбовидные узоры из литого кирпича, а в Джингеребере на штукатурку нанесен рисунок. Помимо того, вершина минарета могла быть увенчана куполом в форме страусового яйца - символа единства ислама. Но истинную прелесть глиняных мечетей Тимбукту составляют выступающие контрфорсы и ниши михраба, пирамидальные минареты, ощетинившиеся лесами, и широкое полотно гладкой или потрескавшейся от солнца глины.

Имена строителей почти не известны. Некоторые покровители и главные архитекторы в историю вошли, но поколения каменщиков и других рабочих, строивших, перестраивавших, обновлявших и, в конечном итоге, увековечивших эти строения, остались безымянными. Глиняные мечети Тимбукту представляют собой мозаику из элементов старого и нового, заимствованного и местного. Некогда большой акцент делался на их североафриканском или иностранном арабском происхождении. В частности, честь основания Джингеребера приписывалась испанскому архитектору аль-Сахели, который сопровождал малийского правителя Манса Мусу из паломничества в Мекку в 1327 году. Однако более тщательный анализ имеющихся свидетельств дает основания считать, что эти мечети, в том числе Джингеребер, являются местными творениями.

 

Перспектива на будущее

После недавнего признания ценности глиняных мечетей Тимбукту, город вошел в список объектов мирового наследия. Важно, что мечети до сих пор используются по своему прямому назначению, для мусульманских богослужений и обучения. И в наши дни они являются важными общинными центрами: ими гордятся, их берегут и поддерживают в хорошем состоянии. Таким образом, долгая жизнь мечетей Тимбукту продолжается.

ГЛИНЯНЫЕ МЕЧЕТИ В ТИМБУКТУ – Картинки - Фото

 

Часть мечети Джингеребер. Деревянные жерди - это постоянные строительные леса ремонта.


23.11.2017