Храмы Карнака - – Картинки - Фото

Карнак был культовым центром Египта в эпоху Нового Царства, а ныне это обширные руины, покрывшие площадь в 1,5 х 0,8 км севернее современного Луксора. Это не один храм, а целый комплекс, включающий храмы, подсобные помещения, склады, служебное жилье, мастерские, сады и дороги для процессий, сгруппированные внутри и вокруг трех внутренних дворов. Центральная площадь, прилегающая к храмам, наиболее важна, здесь располагается культовый центр Амо-на-Ра, государственного бога Египта с эпохи Среднего Царства. Огромный двор Амона-Ра имеет трапециевидную форму, а каждая его сторона составляет около 500 м в длину.

Главный храм не был единым строительным проектом: каждый фараон считал своим долгом строить или расширять храмы богов, особенно Амона-Ра, поэтому большинство царей оставили свой след в архитектуре Карнака. Маленькое святилище Среднего царства быстро разрасталось: вокруг него были возведены обрамленные пилонами ворота, залы с колоннами и дополнительные храмы, украшенные рельефами, скульптурами и обелисками. Храм строился в течение 2000 лет: от главного входа с пилонами, едва начав его возводить, решили отказаться. Остались лишь входы через недостроенный фасад. Сегодня разрушенные храмы дают богатую информацию о технике, которую использовали древние египтяне при строительстве подобных сооружений.

Строительная технология

Основной принцип, который египтяне использовали при строительстве крупных объектов, состоял в использовании очень прочных блоков камня для стен, колонн и таких цельных элементов, как пилоны. Наиболее крупные блоки шли на архитравы и плиты сводов: колонны следовало устанавливать близко друг к другу, поскольку разделяющее их расстояние должно было ограничиваться размером плиты. Поэтому вся конструкция держалась, по существу, за счет тяжести.

Возможно, самым эффектным примером этой строительной техники в Карнаке является гипостильный зал, построенный Сети I (ок. 1306-1290 гг. до н.э.) и законченный его сыном Рамсесом II, Огромный зал (104 х 52 м, как размер готического собора) плотно уставлен 134 большими колоннами. Конусообразные колонны украшены капителями в виде растительных форм, немного суженных кверху, но сохраняющих общее ощущение цельности. Колонны 22,4м высоты, фланкирующие центральную ось, выполняют роль опоры для более высокого свода с верхними окнами. Каждое окно закрыто решетками, вырезанными из тонких плит песчаника.

Камень в Карнак свозили с карьеров всего Египта. Большая часть стоящих конструкций построена из песчаника, с которым легко работать металлическими инструментами, к тому же он более надежен, чем известняк, который использовали в Карнаке в эпоху Среднего Царства. Более твердые камни, такие как гранит, использовали для обелисков, статуй, а иногда для дверных проемов. В начале XVIII династии была мода на маленькие гробницы из камней, которые редко использовались как строительный материал, например, из черного диорита, розового кварцита и «египетского алебастра» (травертина).

Когда начиналось новое строительство, египтяне выполняли тщательно разработанную процедуру закладки. Она включала определение места строительства, рытье котлована под фундамент и заполнение его чистым песком для символического очищения. Песок также нес и практическую функцию: он создавал устойчивую базу для фундамента.

Для строительства были использованы огромные блоки камня, хотя не такие массивные, как монолиты для обелисков или колоссальных статуй. Даже колонны и заказные статуи выполнялись из более податливых камней. Огромные пандусы из сырцового кирпича, булыжников и песка использовались для установки этих блоков на нужное место: остатки крепежа подобной насыпи до сих пор сохранились в одной из башен первого пилона. Блоки устанавливали в нужную позицию, а затем обрабатывали, тщательно подгоняя каждую секцию. Стены, колонны, архитравы и потолки были расписаны яркими красками, которые так любили египтяне. Но большая часть этих росписей сейчас утрачена.

Блоки промазывали известковым раствором - в качестве связующей массы, заполнявшей зазоры между камнями, и как смазку для скольжения блоков в нужную позицию. Скрепляющие скобы и каменные шипы обычно использовались для скрепления блоков, особенно на верхних уровнях стен, архитравов и потолочных плит. Скобы вырезали из дерева, но удалось обнаружить также медные и бронзовые экземпляры, которые иногда оставляли на месте. Такая предосторожность кажется не очень нужной, учитывая толщину стен и размеры камней. Но землетрясения всегда были угрозой для Египта. Использование скоб и штырей в верхних частях конструкции значительно снижало возможность разрушения, поскольку блоки тряслись, но оставались на месте.

Скобы также использовали для скрепления крупных строительных масс, например, в пилонах. В Карнаке пилоны состоят из тщательно обработанных и обтесанных блоков ракушечника, а внутри - нагромождение камней. Эти камни часто оставались от предыдущих сооружений, которые были частично демонтированы.

 

Переворот в строительной технике

Одно из самых впечатляющих нововведений в египетской строительной технике произошло в эпоху Эхнатона (1353-1335 гг. до н.э.). В памяти следующих поколений он остался как «еретик», поскольку отверг традиционных богов Египта и провозгласил единственным истинным богом видимый солнечный диск, или Атона. Но он не только реформировал местную религию, он также обогатил новым стилем литературу и искусство и ввел новый метод строительной техники. Впервые в истории Египта строительные камни были вырезаны по стандартному размеру, каждый около 50 см в длину, и его мог перенести вручную один человек. Блоки помещались в относительно толстые слои гипсовой известки, которая прочно их скрепляла.

 

ХРАМЫ КАРНАКА - – Картинки - Фото

 

Конструкция верхних окон и крыши Гипостильного зала

 

Новый метод позволял строить здания быстро и эффективно. Если камни можно было легко поднимать руками, то, скорее всего, использовались леса, а не насыпи, поскольку они сберегали и время, и рабочую силу. Несмотря на очевидные преимущества этой техники, строительная реформа Эхнатона не прижилась, также как и его новая религия, а построенные им сооружения были разрушены. В Карнаке тысячи украшенных блоков из его храмов были найдены в фундаментах и внутренних слоях сооружений, возведенных его преемниками.

 

Стена ограждения

Каждый из трех внутренних дворов в Карнаке огражден стенами из сырцовых кирпичей, и эти стены уникальны сами по себе. Центральный двор построен около 370 г.до н.э., он более поздний, чем прочная стена. Она сложена из высушенного на солнце необожженного кирпича, промазанного известковой глиной и усиленного тростником и деревянной обшивкой. Стена достигает 2 км длины, 12м ширины и 25 м высоты. На нее пошло около 70 миллионов кирпичей. Кирпичи уложены секциями с чередующимися вогнутыми и выгнутыми рядами, что придает стене особый волнистый рисунок. Он мог нести символический смысл, как образ первозданных вод вокруг храма, но также имел и практическое назначение - предохранять стены от трещин во время землетрясений.

 

Реставрация Карнака

Гипостильный зал в Карнаке, один из самых известных памятников Египта, прекрасно показывает героизм древних архитекторов и строителей. Храм в целом был выдающейся достопримечательностью в период своего расцвета, но его постигло множество сильных разрушений. Сейчас довольно трудно разобраться в груде руин и сдвинутых с места камней внутри храма. К счастью, опытная команда французских и египетских специалистов тщательно изучает сохранившиеся части постройки и постепенно собирает вместе фрагменты, чтобы попытаться воссоздать исторический облик этого удивительного памятника.

 

ХРАМЫ КАРНАКА - – Картинки - Фото

 

Остатки сырцового пандуса внутри незаконченного первого пилона. Пилон был заброшен до того, как блоки были установлены, а насыпь убрана.


23.11.2017