Пантеон В Риме - – Картинки - Фото

Пантеон сооружения вызывали в западном мире столько восторгов и столько споров, как Римский Пантеон. Хотя сочетание ротонды, перекрытой сферическим куполом, с величественным фасадом храма, за которым она возвышается, кажется простым, оно впоследствии вдохновило создателей множества сооружений - от «Иль Реденторе» Палладио в Венеции до дома Монтичолло Томаса Джсффорсона в Вирджинии. Но ни одно из них не волнует так, как оригинал. Более того, для таких честолюбивых архитекторов, как Кристофер Рен, гигантский купол тоже стал объектом для подражания. Однако купол Рена над собором Св. Павла в Лондоне всего 35 метров в диаметре, а диаметр купола Пантеона составляет 44 метра. Пантеон оставался одним из крупнейших однопролетных купольных сооружений вплоть до XX века, успешно подтверждая свой статус величайшего шедевра римского строительного искусства, равно как и римской архитектуры.

 

 

ПАНТЕОН В РИМЕ - – Картинки - Фото

 

Хотя на мемориальной доске, установленной папой Урбаном VIII в 1632 году, Пантеон и назван «самым знаменитым сооружением мира», в античных источниках он упоминался редко, и они противоречивы в оценке его внешнего вида и назначения. Величественная надпись на фасаде гласит, что Пантеон был построен Агриппой, приближенным императора Августа, но нынешний вариант здания является третьим Пантеоном, построенным на том же месте императором Адрианом (117-138 гг. н.э.). Археологические свидетельства о более ранних сооружениях не слишком внятны, но литературные источники упоминают кариатид и бронзовые капители из Сиракуз. Ничего похожего в Пантеоне Адриана нет.

Что же касается назначения Пантеона, то следует положиться на свидетельство Кассия Лиона, римского консула в 229 году, согласно которому это здание было названо Пантеоном потому, что было украшено статуями всех богов, а свод был похож на небо (LIII, 27), и что Адриан занимался здесь общественными делами (LXIX, 7). Он также говорит о том, что в Пантеоне стояли статуи Юлия Цезаря и Августа.

 

ПАНТЕОН В РИМЕ - – Картинки - Фото

 

Поток света из проема в зените купола освещает пространство свода. Эффект перспективы, создаваемый ступенчатыми сторонами неглубоких кессонов, заставляет их казаться глубже, но никакого конструктивного значения они, по-видимому, не имеют.

 

Современные ученые до сих пор спорят, что это: храм всех богов или памятник Августу, императорская приемная или символ космоса - «зримый образ мироздания», как писал поэт Шелли. Все возможно. Даже в республиканскую эпоху Сенат обычно собирался в различных храмах, и императоры продолжили эту традицию. Не было ничего необычного в том, чтобы поместить изображение императора среди богов или соединить его с космологической символикой, подчеркивая его место в божественном порядке мироздания. Но необычное свойство пространства под огромным освещенным куполом заставляет каждого из нас, подобно Микеланджело, искать нечто идеально-непостижимое и таинственное в величайшем из римских зданий.

 

Купол

Конструкция Пантеона так же загадочна, как и его назначение, и, несмотря на последние исследования, до сих пор нет единого мнения о том, как был возведен купол или почему он все еще стоит. Барабан ротонды толщиной 6 метров и купол сделаны из высококачественного римского бетона и установлены на кольце из плотного травертинового бетона 4,5 метров глубиной, которое, в свою очередь, стоит на толстом слое глины. Купол диаметром 44 метра имеет изнутри полукруглую форму и начинается на высоте 22 метров над уровнем пола. Его нижние две трети украшены пятью концентрическими рядами из 28 кессонов. Снаружи абрис кажется более плоским, так как барабан ротонды поднимается еще выше, достигая примерно 30 метров, в то время как нижняя часть купола дополнительно утолщена семью ступенчатыми кольцами, что создает знакомый силуэт «блюдца», одного из главных ориентиров в современном Риме. Толщина купола уменьшается с 6 метров у основания до 1,5 метров у круглого отверстия в вершине. Чем выше здание, тем легче, потому что строительный материал постепенно меняется с травертина и туфа (1750 кг на куб. метр) на кирпич, а затем на очень легкий туф и пемзу в верхней части купола, где вес составляет уже 1350 кг на кубометр.

Ранние теории о конструкции купола строились на том, что этот искусственный монолит, похожий на гигантскую крышку от заварочного чайника, не оказывает ощутимого распора на барабан ротонды. Считалось, что свою роль в этом сыграли кессоны и новый состав смеси для стен. В 1930-х годах в нижней части купола были обнаружены вертикальные трещины, явно имевшие древнее происхождение. Это заставило предположить, что купол подвергался разлому под воздействием растягивающего напряжения, и что дополнительное внешнее утолщение ротонды, а также ступенчатые кольца на куполе являлись гигантской кольцевой арматурой, призванной удержать базу купола от скоса наружу под давлением собственного огромного веса. Различные попытки облегчить верхнюю часть здания сейчас начинают рассматривать как способ уменьшения горизонтальной нагрузки, а не вертикальной. Недавно эти теории подверг проверке Роберт Марк. Используя компьютерную методику, Марк попытался понять логику конструкции и пришел к заключению, что строители, опасаясь, что купол треснет, снабдили его рядом арок. Ступенчатые кольца придавали устойчивость аркам при добавочной вертикальной нагрузке, подобно готическим пинаклям и контрфорсам, пока облегчение купола не снижало горизонтальное давление. Кессоны же, как оказалось, были просто элементом декора.

Скорее всего, трещины в куполе и ниже возникли еще в процессе строительства. Одной из проблем, связанных с пуццолановой природой римского бетона, было выделение тепла при затвердевании (подобно бетону из современного портландцемента), создавая тепловые напряжения в конструкции. Судя по множеству отверстий в конструкции ротонды, римские инженеры умели решать эту проблему. Об этом свидетельствуют семь экседр (ниш) с колоннами и вход, которые делят нижний уровень ротонды на восемь отсеков. В центре каждого из них расположено полукруглое (или в форме ключа) помещение; этот мотив повторяется и в центральной надбарабанной зоне, и выше, где начинается купол.

Обилие подобных углублений позволяло барабану затвердевать быстрее и равномернее, не теряя способность поддерживать купол.

Одной из проблем при возведении купола было создание деревянной опалубки, способной удерживать вес бетонного свода до тех пор, пока он не станет достаточно крепким, чтобы держаться самостоятельно. Некоторые ученые предполагают, что это был целый лес деревянных брусьев, идущих прямо от пола, другие говорят о сложной системе стропил, выступающих из карниза зоны аттика. В любом случае купол нарастал горизонтальными кольцами, с одновременным использованием всех элементов опалубки. По другой теории, вертикальные трещины свидетельствуют, что купол возводили отдельными вертикальными сегментами, используя значительно меньшую опалубку, которую двигали по горизонтали для установки каждой следующей секции.

 

Прекрасный компромисс

В то время как большая часть исследователей Пантеона занимается куполом, новая теория показывает, как проблемы доставки материалов могли сказаться на облике здания. Уже в эпоху Возрождения архитекторы отмечали несоответствие относительно низкого портика и высокого фронтона. Гигантские гранитные колонны портика имеют стержни длиной 11,8 м (40 римских футов), но если заменить их колоннами в 50 римских футов, то все несоответствия исчезнут. Колонны такой высоты встречаются редко, но в то время именно такие использовали для строительства храма Божественного Траяна, приемного отца императора Адриана. Они доставлялись издалека, из каменоломен Клавдиевых гор и египетского Асуана. Трудности транспортировки и морская катастрофа остановили один из проектов. Победило почтение к предкам, заставив архитектора Пантеона найти компромисс, породивший «самое знаменитое сооружение во всем мире».

 

ПАНТЕОН В РИМЕ - – Картинки - Фото

 

 

Несмотря на полукруглое внутреннее сечение, сверху купол Пантеона кажется почти плоским. Широкий барабан и семь ступенчатых колец обеспечивают его устойчивость.

 


23.11.2017