Парфенон В Афинах - – Картинки - Фото

Парфенон в Афинах не только выдающееся достижение архитектуры, но символ независимости Греции. В 480 году до н.э. персы напали на Афины, разрушили общественные здания и памятники, убили множество афинян, разграбили храмы и сожгли цитадель. Только через 30 лет, когда началась мирная жизнь, в Афинах под руководством Перикла была разработана масштабная программа по восстановлению и реконструкции города. Кульминацией этой программы стал Парфенон. Строительство началось на вершине Акрополя в 447 году до н.э., на руинах храма более раннего времени. Парфенон стал главной святыней всей Греции, символом ее победы над персами и свидетельством величия Афин.

Авторы проекта, архитекторы Иктин и Калликрат,  использовали  ряд новых архитектурных элементов. Храм размером 69,5 х 30,88 м стоит на стилобате (базе) с 8 дорическими колоннами по поперечным сторонам и 17 по продольным. Центральное помещение, или целла, было поделено на две части. В западной размещалась казна, а в более обширной восточной стояла огромная статуя Афины из золота и слоновой кости. Ее создал Фидий, величайший греческий скульптор того времени. Проход в храм был через дорический 6-колонный портик.

 

Скульптуры

Одним из выдающихся достижений Парфенона является скульптура, которая делится на три группы. Первая включает рельефно вырезанные фигуры двух треугольных фронтонов. Вторая - 92 метопы, или квадратные панели, вырезанные в менее глубоком рельефе, чередующиеся с гладкими триглифами и опоясывающие внешнюю сторону всего сооружения под кapнизoм Последнюю, не менее важную группу составляет непрерывный фриз длиной 160 м, огибающий верхнюю часть целлы за колоннадой. Создавая столь величественный и дорогостоящий храм, афиняне предложили Фидию возглавить все скульптурные работы. Устроившись высоко над землей на деревянных подмостках, Фидий и его помощники в течение долгих шести лет (438-432 до н.э.) вырезали и расписывали скульптуры, ставшие для потомков высшим достижением классического греческого искусства. К ним относятся и знаменитые «эльджинские мраморы», в 1801 г. снятые с Парфенона и перевезенные в Англию.

 

Добыча и транспортировка камня

Кроме деревянных опор кровли, весь Парфенон, включая черепицу, выполнен из мрамора, привезенного из карьеров Пентеликона, что в 13 км на северо-восток от Афин. Фундамент принадлежал более раннему храму и был сложен из блоков, добытых около Пирея. Процесс создания Парфенона начался в каменоломне. Для отделения блоков от пласта использовалась система железных клиньев и рычагов, деревянных молотков и рабочей силы. Когда удавалось, использовали естественные линии разломов породы, что облегчало задачу получения каменных блоков. Клинья вставлялись в углубления по краю требуемого камня и вколачивались молотками. Тем временем бригада рабочих при помощи рычагов усиливала воздействие на камень, пока его не освобождали. Не менее 4 человек требовалось для работы с клиньями и четыре - с рычагами. Но для более массивных блоков, например, 5-10-тонных для барабанов колонн и 8-9-тонных для капителей требовалось большее число людей. Для перевозки гигантских камней из карьеров использовались салазки: блоки приподнимались рычагами так, чтобы уложить брусья под ними в форме салазок.

 

ПАРФЕНОН В АФИНАХ - – Картинки - Фото

 

Макет Акрополя с Парфеноном, стоящим выше остальных зданий. Слева внизу: фрагмент северного фриза Парфенона: Всадники

 

ПАРФЕНОН В АФИНАХ - – Картинки - Фото

 

Добыча камня с использованием клиньев и рычагов.

 

Для барабана среднего размера требовалось примерно 28 человек, чтобы дотащить его на салазках из карьера к тележке для отправки в Афины.

О том, что для транспортировки камней из карьеров на Акрополь использовались тележки и мулы, рассказывают литературные источники. Тележки должны были быть очень устойчивыми, чтобы выдерживать вес более 10 тонн. Чтобы перевезти барабан среднего размера для колонны, требовалось около 33 мулов и один человек для управления упряжкой, но это количество менялось в зависимости от размера каменного блока и неровностей дороги.

 

Обработка камня

Если камни не обрабатывались в карьерах, то эта работа производилась на месте, согласно задачам, обозначенным в проекте. В результате ни один камень не похож на другой. Небольшие углы и изгибы определялись математическими пропорциями. Они служили для противодействия проседанию и смещению внутри общей конструкции и для исправления любых оптических дефектов. Все горизонтальные линии закруглены вверх, образуя немного изогнутую поверхность. Оси внешних колонн, антаблемента и длинных стен целлы наклонены внутрь относительно вертикали. Оси угловых колонн также наклонены внутрь, но по диагонали. В целом же здание кажется очень прочным и полным жизни; без подобных приемов оно казалось бы неустойчивым, словно бы падающим на зрителя.

Искусные каменщики обрабатывали только те поверхности нижних барабанов колонн и частей здания, которые были видны. Специально для перемещений на каменных блоках делали небольшие по размерам выступы, похожие на ручки, а когда камни оказывались на месте, их стесывали. Затем другие мастера завершали обработку камней. Капители заканчивали перед началом установки на место.

За девять лет, пока строился Парфенон, было использовано 230 000 тонн камня. Это значит, что ежедневно более 70 тонн камня добывалось, транспортировалось, обрабатывалось и устанавливалось  на месте. Возможно даже, что эта цифра была выше, поскольку здесь не учитываются выходные дни и религиозные праздники. Никаких материалов, кроме мрамора, не использовали. Известно, что железные скобы применяли для крепления строительных блоков и скульптур, дерево - для крыши и окраски скульптуры и архитектурных деталей. Кроме того, не учтены скульптуры фронтона. Даже самый скромный подсчет показывает, что требовалось множество строительных бригад.

Одна или больше бригад перетаскивали строительные блоки от тележек к рабочим площадкам; другие поднимали камни на нужную высоту. Требовалось минимум 28 мужчин, чтобы перетащить на салазках средней величины барабан колонны от тележки до рабочей площадки. Один каменщик обрабатывал барабан на земле, а другой заканчивал обработку после установки его на место. Дополнительные рабочие требовались для подъема блока кранами и установки его на место.

Посчитано, что путешествие тележки из карьера Пентеликона на Акрополь занимало целый день. Если каждая тележка перевозила один барабан колонны весом 70 тонн, то для карьерных работ и подъема груза требовалось минимум 9-14 тележек, более чем 300 мулов, 250 погонщиков, 18-28 каменщиков и сотни других людей. Конечно, в Афинах было много  мастеров. Людям, пережившим долгие годы войны и разрухи, предоставили работу,  имеющую высокий государственный смысл. Величественный храм на Акрополе стал символом единства всего греческого народа.


23.11.2017