Стонхендж – Картинки - Фото

Спустя многие века первоначальное назначение и цели, с которыми строился Стонхендж продолжают оставаться предметом разнообразных научных изысканий и спекуляций. Подобные сооружения называют дольменами, а двойную круговую ограду - кромлехом. Внешний круг образуют так называемые трилиты: обтесанные валуны из песчаника (сарсены) с лежащими поверху поперечными камнями. Двухметровые долериты, так называемые голубые камни, образуют внутренний круг.

Археологические раскопки показали, что Стонхендж был построен не в один прием. Вначале здесь было скромное святилище, окруженное рвом и простой насыпью, образующими условный круг с диаметром около 110 м (Стонхендж 1, ок. 2950 до н.э.). Внутри расположилось кольцо с лунками. После раскопок XVII века это место назвали «лунки Обри». Лунки находились на равном расстоянии друг от друга и сохранили следы жертвоприношений.

Когда лунки засорились, а насыпь расползлась, была построена новая, на сей раз деревянная конструкция. Это был уже Стонхендж 2. От этого этапа остались только ямки, пробитые в меловом грунте. По ним трудно понять, как выглядело это сооружение. Круглая центральная часть Стонхенджа вообще сильно искажена позднейшими наслоениями, и не только из-за установки сарсенов и голубых камней.

Однако настоящим ключом к открытию Стонхенджа 3 стали пазы и шипы (выступы) в камнях - приемы, заимствованные из арсенала плотников. Судя по ним, комплекс был построен из деревянных брусьев, и, возможно, Стонхендж 2 был такой же деревянной конструкцией, с деревянными стойками и горизонтальными перекладинами.

Стонхендж 3 был начат в 2550 году до н.э. Сначала были привезены голубые камни, а затем - огромные сарсены. Поэтому относительно легко отделить насыпь и ров Стонхенджа 1 и деревянные конструкции Стонхенджа 2 от Стонхенджа 3.

Транспортировка камней

Первый спор возник о том, как сюда были доставле-ны камни. Этот вопрос стал особенно важным в 1923 году, когда установили , что месторождение голубых камней располагается в Преселийских холмах в Уэльсе, в 240 км от Стонхенджа. Хотя геологи спорят об этом до сих пор, все же Пресе-лийские холмы признаны источником голубых камней. Хотя голубые камни - крошки по меркам Стонхенджа, самые крупные из них достигают 2 м, т.е., чуть выше человеческого роста, и весят, в среднем, 1,5 тонны. Из экспериментов, проведенных в 1950-х годах, мы можем допустить, что их привязывали к деревянным саням и волочили по суше вниз, к Милфорд Хэвен, затем переправляли на деревянных плотах по Бристольскому заливу и реке Эйвон. И затем около 3 км тащили по земле до Стонхенджа.

По поводу транспортировки сарсенов существуют другие версии. По сравнению с голубыми камнями они находились недалеко (Мальборо-Дауне, 30 км к северу от Стонхенджа), но самые крупные из них весили 40 тонн и достигали 9 м в длину. Чтобы переместить такие громадные блоки от Мальборо-Да-унса до Стонхенджа, требовалась большая подготовительная работа. В экспериментах 1994 года поперек деревянных рельсов были уложены стволы деревьев наподобие катков. «Камень» (точная копия по размеру и весу) был прочно привязан к деревянным салазкам с центральным килем, предназначенным для подгонки стволов. Это гарантировало, что камень не свернет с курса, когда его будут тащить.

Оказалось, что нужно 130 человек, чтобы по смазанным жиром деревянным рельсам и каткам передвигать камень, а ведь еще были склоны и другие трудности. Доставка более 80 сарсенов таким методом требовала колоссальных усилий.

 

Установка камней

Установка камней не менее сложна, чем их транспортировка. В последних экспериментах для установки копии сарсена были использованы пандус и противовесы. Массивный сарсен втягивался наверх по пандусу, размещенному у его подножия, и подвешивался прямо над ямой, выкопанной для его установки. Каменные противовесы скользили вдоль верхушки сарсена, пока он не начинал наклоняться и медленно соскальзывать в нужную позицию. Успех зависел от того, какую форму имела яма и насколько четко контролировался процесс опускания камня.

Следующий этап: 10-тонные перекладины нужно было поднять на вершины вертикальных камней и установить в нужную позицию. Это могло получиться при использовании насыпи, но также могли быть использованы деревянные «люльки», или леса.

 

СТОНХЕНДЖ – Картинки - Фото

Последние эксперименты, использующие систему противовесов или «скользящих камней» для установки копии большого сарсена в нужную позицию.

 

В этом случае перекладины укладывали возле вертикалей и постепенно поднимали с помощью рычагов, На каждой стадии под камень подкладывали деревянные подмостки, формируя леса, которые вырастали по мере того, как достигалась вершина вертикального камня. Наверху самым трудным было маневрирование. Чтобы избежать соскальзывания, на поверхности горизонтальных камней высекали два паза под выступающие шипы на вертикалях.

Мы не знаем, какой из этих методов - пандус или люльку - на самом деле использовали для поднятия горизонтальных камней в Стонхендже. Сооружение пандуса было очень трудоемким делом, не столько для процесса установки камней, сколько для времени, которое требовалось для возведения и уничтожения насыпи. Мы должны помнить, что центр Стонхенджа относительно маленький. Если камни затаскивались снаружи, то насыпь должна была занимать большую часть внутреннего пространства. Метод «люльки» гораздо проще, и леса могли использовать вновь. Но какой бы метод ни применяли, довольно длительный период центр Стонхенджа имел вид строящегося сооружения, с деревянными лесами и веревками, насыпями, оленьими кирками для выбивания пазов в камнях, молотками и кувалдами для их обработки.

 

Форма камней

На первый взгляд форма камней Стонхенджа кажется не очень ровной. Конечно, в них нет особой правильности, но при ближайшем рассмотрении, особенно в косых лучах солнца, оказывается, что они тем не менее тщательно обработаны. В тех местах, где выветривание их не повредило, камни покрыты сотнями маленьких граней, исполненных непосредственно по поверхности камня круглыми или сферическими каменными кувалдами и молотками.

Строители добивались множества тонких эффектов при окончательной обработке. Стороны вертикальных сарсенов, например, не параллельны, но выпуклы и заужены кверху и внутрь; варианты «энтазиса» использовались позже греческими архитекторами для достижения оптической иллюзии в наружных высоких колоннах.

 

СТОНХЕНДЖ – Картинки - Фото

 

Центр Стонхенжджа

 

А перекладины, по крайней мере, те камни, что находятся в кругу сарсенов - сплошные прямоугольные блоки. Они обработаны с внутренних и внешних сторон и соединены между собой с помощью желобков и шипов, заимствованных из плотницкого дела, в непрерывный ровный круг. Плотницкие приемы также стали источником шипово-пазовой техники, которая применялась для крепления камней-перекладин на верхушках вертикальных блоков. Стонхендж не беспорядочное нагромождение камней, но искусная и довольно сложная структура.

 

Наблюдение за небом

В 1960-х годах возникла идея, что Стонхендж был чем-то вроде астрономической обсерватории, спланированной вокруг целой серии лунарных и звездных (также как и солярных) линий, позволяющих предсказывать затмения и делать разного рода календарные вычисления. Большая часть этих предположений находит слабое подтверждение, но значение летнего солнцестояния дает ключ к пониманию этого монумента. Строители Стонхенджа должны были день за днем наблюдать за тем, как в начале лета солнце поднимается все ближе к северу на восточном горизонте. Затем, в самой северной точке, они зафиксировали эту линию, выстроив голубые камни и конструкции из сарсенов по солярной оси. Мистический и романтический ореол Стонхенджа продолжает ежегодно привлекать к нему множество людей.

 

СТОНХЕНДЖ – Картинки - Фото

 

Передвижение сарсенов: в последних экспериментах копия камня перемещается на деревянных полозьях методом волочения по хорошо смазанным деревянным рельсам.


23.11.2017