Египетские Обелиски – Картинки - Фото

Обелиски - это массивные монолиты, квадратные в сечении и слегка сужающиеся к позолоченным пирамидальным вершинам. Храмы Солнца с массивными каменными сооружениями в форме приземистых обелисков известны с V династии (ок. 2465-2323 до н.э.), а первые монолитные обелиски классических пропорций, вероятно, начали высекать вскоре после этого. Первый законченный царский обелиск датируется периодом XII династии (ок. 1950 до н.э.), но самые крупные и эффектные относятся к середине XVIII династии (ок. 1504-1425 до н.э.). Обелиски были посвящены богу Солнца Ра, их находят в местах, связанных с культом Солнца. Обычно их возводили парами по бокам трапециевидных ворот - пилонов, ведущих в египетские храмы, хотя встречаются и одиночные обелиски.

 

ЕГИПЕТСКИЕ ОБЕЛИСКИ – Картинки - Фото

 

Обелиски Тутмоса I и Хатшепсут в Карнаке; видны полированные поверхности и аккуратно высеченные иероглифы. Верхушки изначально были покрыты электрумом.

 

Добыча камня

Обелиски высекали из очень твердого камня, достаточно крепкого, чтобы после придания ему окончательной остроты он не треснул и выдержал транспортировку. Гранит из Асуана был излюбленным камнем для обелисков, а предпочтение розового или красного гранита могло быть связано с культом солнца. Крайне ценным источником информации о добыче гранита и изготовлении обелисков является незаконченный обелиск, сохранившийся в каменоломне около Асуана. Считается, что он относится ко времени правления Тутмоса III (1479-1425 до н.э.). Будь он завершен, он был бы крупнейшим обелиском Египта, с высотой 41,75 м и весом около 1150 тонн. К сожалению, монолит треснул и был брошен, сохранив на поверхности четкие следы, рассказывающие о том, чем и как его высекали.

Гранит - очень твердый камень и не поддается обработке с помощью обычных египетских инструментов из довольно мягкого металла, поэтому при работе использовались каменные инструменты. Для дробления кварцевых зерен использовались шары из твердокристаллического базальта, а получившийся порошок затем сметали. Очертания обелиска наносили на поверхность глыбы, а лишний камень измельчали и сбивали. Борозду делали такой ширины, чтобы в образовавшейся щели можно было работать, и такой глубины, чтобы можно было подрубить обелиск снизу. В этой траншее одновременно могли работать около 150 человек. Обелиск откалывали от основы с помощью рычагов и поднимали, пользуясь деревянными распорками, как домкратом. Затем его укладывали на деревянные салазки для транспортировки.

 

Транспортировка

Вырубленные в Асуане обелиски необходимо было перемещать к месту их установки, порой на значительные расстояния. Например, Карнак, где были установлены два обелиска Хатшепсут, находится в 220 км от Асуана. От каменоломни к реке была построена насыпь, чтобы перетаскивать салазки с обелисками. При условии, что один человек может тащить по ровному грунту около трети тонны, для перемещения каждого из обелисков Хатшепсут, весивших по 320 тонн, необходимо было около тысячи человек. Если бы незаконченный обелиск был завершен, потребовалось бы для его перемещения около трех с половиной тысяч человек.

Дотащив до берега реки, обелиск грузили на баржу, чтобы сплавить вниз по течению. Это было, вероятно, довольно сложной операцией. Плиний описал в I веке н.э. методику погрузки обелисков на баржи, которая вполне могла быть традиционной практикой в Египте. По его словам, баржу заводили в канал около каменоломни и нагружали камнями, общий вес которых превышал вес обелиска, чтобы баржа глубже села в воду. Обелиск укладывали поперек канала над баржей. Затем выгружали камни, и, поднимаясь, баржа принимала на себя вес обелиска в центральной части. После этого обелиск разворачивали и укладывали вдоль баржи по средней линии.

Рельеф в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри изображает перевозку двух обелисков в Карнак. Оба погружены на одну баржу и размещены впритык друг к другу, один за другим, так что их основания соприкасаются. Это обеспечивало равномерное распределение веса, при котором самые тяжелые части обелисков находились в центре. Если изображение достоверно, то длина баржи составляла более 100 м в длину, и она была достаточно широкой.

 

ЕГИПЕТСКИЕ ОБЕЛИСКИ – Картинки - Фото

 

Литография Франсуа-Мишеля Сесиля начала XIX века изображает обелиски Рамсеса II перед храмом в Луксоре. Правый в настоящее время стоит в Париже.

 

ЕГИПЕТСКИЕ ОБЕЛИСКИ – Картинки - Фото

 

Символическое изображение египетского фараона, устанавливающего пару обелисков.

 

ЕГИПЕТСКИЕ ОБЕЛИСКИ – Картинки - Фото

 

Второй обелиск Рамсеса II остался в Луксоре.

 

Когда баржа достигала пункта назначения, ее разгружали, и обелиск перетаскивали к месту установки.

 

Отделка

Египтяне предпочитали наносить завершающие штрихи на монументы, когда те уже были установлены. Обелиск полировали до блеска, используя каменные жернова и мелкий кварцевый порошок, затем рисовальщик наносил изображения на поверхность, а умелый скульптор высекал их, используя каменные инструменты. В конце на верхушку обелиска надевался колпак из листового металла, который затем вбивался в прорезанные углубления. Серебряно-золотая оболочка сверкала, отражая лучи солнца, и обелиск было видно издалека.

 

Установка

У нас нет ни письменных, ни графических источников, говорящих о том, как египтяне устанавливали свои обелиски, кроме маленького изображения фараона, поднимающего обелиск за веревку.

Существует две основные теории по поводу методов, которыми пользовались египтяне. Согласно одной из них, обелиск сначала затаскивали основанием вперед на наклонную плоскость, а затем наклоняли и опускали до тех пор, пока он надежно не вставал под углом, после чего его можно было тянуть веревками до вертикального положения. Для того чтобы регулировать спуск основания обелиска, могла использоваться песчаная насыпь. По второй теории, обелиск перемещали по земле до тех пор, пока его основание не упиралось в вырез на постаменте, затем верхнюю часть поднимали с помощью рычагов и деревянных распорок, пока угол наклона не становился достаточным, чтобы дальше обелиск можно было установить в вертикальное положение с помощью веревок. Хотя второй метод выглядит крайне опасным и трудным, наличие вырезов на сохранившихся постаментах обелисков и легкое смещение некоторых обелисков относительно центра пьедестала говорит в пользу именно этого метода.

 

Дальнейшая история

Проблемы перемещения и установки египетских обелисков не закончились с исчезновением египетской цивилизации, создавшей их. Их характерная форма и древняя символика привлекли внимание римских императоров. Август вывез первые обелиски в Рим около 10 г. н.э., а более поздние правители добавили множество других к растущей римской коллекции. Многие обелиски в XVI-XVIII веках были извлечены из руин античного Рима и вновь воздвигнуты римскими папами в ходе реконструкции города. В XIX веке еще три обелиска были вывезены из Египта и установлены в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Сегодня в Риме стоят тринадцать египетских обелисков, а в самом Египте - только четыре.

Для решения проблем транспортировки и установки обелисков при вывозе каждого из них из Египта находились различные решения, многие из них - с использованием лесов, блоков и рычагов. Но ни один из этих сложных инженерных методов не может сравниться с достижениями египтян, создававших эти исключительно изящные монументы с использованием одних только каменных инструментов, а затем перевозивших и воздвигавших их без помощи современных машин.


20.06.2018