Гигантские Головы Ольмеков – Картинки - Фото

Величайшими скульпторами-монумента листами древней Мезоамерики были ольме-ки, чья необычная культура господствовала на побережье Мексиканского залива примерно в 1200-400 гг. до н.э. Яркие и плодовитые мастера, ольмеки создали бесчисленное множество предметов, от крошечных нефритовых фигурок до огромных базальтовых голов, стел и тронов. Характерной чертой ольмекского искусства является умение передать даже в самых маленьких статуэтках ощущение монументальности и мощи. Мелкая каменная и керамическая пластика ольмеков была широко распространена по всей Мезоамерике, вызывая множество подражаний в других регионах. Повсеместная распространенность их скульптурных форм и своеобразная символика являются признаками первого панмезоамериканского «классического горизонта» - периода становления всех видов художественного творчества.

 

ГИГАНТСКИЕ ГОЛОВЫ ОЛЬМЕКОВ – Картинки - Фото

 

Мэтью Стирлинг, ведущий исследователь цивилизации ольмеков, рядом с недавно найденной гигантской головой (монумент 4) из Ла Вента, Табаско, Мексика.

 

Некоторые археологи полагают, что ольмеки с побережья Мексиканского залива были «материнской культурой» докласси-ческой Мезоамерики, в то время как другие предпочитают рассматривать ее как одну из многих независимых, рано развившихся региональных культур того времени.

 

Гигантские головы

Известно около трехсот монументальных скульптур ольмеков. Несомненно, самыми необычными из них являются гигантские, отдельно стоящие человеческие головы. Первая из них была обнаружена около поселения Трес-Сапотес в 1862 г., и с тех пор найдено еще 16 других. Они встречаются только в крупных поселениях побережья Мексиканского залива или около них, а именно в Ла-Вента (4), Сан-Лоренсо (10) и Трес-Сапотес (3), и являются особенностью ольмекской культуры.

Каждая из них изображает лицо характерными негроидными чертами: это мужчина, от молодого до среднего возраста, с мясистым, скорее, отталкивающим лицом, с широким, плоским носом, полными губами и слегка раскосыми глазами. На каждой голове надет плотно прилегающий головной убор, похожий на шлем, завязанный на подбородке; часть из них имеет ушные выпуклости или затычки - символы элитарного статуса в древней Мезоамерике. Судя по всему, ни одна голова не была раскрашена.

Если смотреть спереди, форма голов обычно кажется сферической, но на самом деле они, как правило, сплющены спереди назад, причем задняя часть зачастую не обработана. Высота большинства этих огромных каменных голов составляет от 1,47 м до 2,85 м, хотя одна из голов достигает высоты 3,4 метров. Большинство из них весит от 8 до 13 тонн, но известно, что ольмеки умели перемещать и более крупные камни, весом до 25-50 тонн, и самая крупная из голов приближается к верхнему пределу. Самый частый материал для их изготовления, базальт, отсутствует в окрестностях тех ольмекских центров, где были найдены эти головы. Ближайшим источником является Тустла, маленькая вулканическая гряда на северной границе ольмекских поселений. Здесь, а точнее - вокруг Сьерро-Синтепек в южной части Тустлs? ольмеки находили базальтовые глыбы вдоль низких склонов.

 

ГИГАНТСКИЕ ГОЛОВЫ ОЛЬМЕКОВ – Картинки - Фото

 

Алтарь 4 из Ла-Венты. В действительности подобные «алтари» были, скорее всего, уличными тронами. Троны - самые крупные монументальные скульптуры ольмеков, иногда из них высекали гигантские головы.

 

ГИГАНТСКИЕ ГОЛОВЫ ОЛЬМЕКОВ – Картинки - Фото

 

 

Гигантская голова из Сан-Лоренсо стипично угрожающим лицом.

 

ГИГАНТСКИЕ ГОЛОВЫ ОЛЬМЕКОВ – Картинки - Фото

 

Монумент I из Сан-Лоренсо высотой 2,85 м является одной из крупнейших и наиболее сохранившихся гигантских ольмекских голов.

 

Транспортировка и изготовление

У ольмеков не было колесных транспортных средств, тягловых животных или приспособлений, использующих систему блоков, поэтому тяжелые камни они перемещали только своими силами. Сьерро-Синтепек находится в 60 км от Сан-Лоренсо, где находится большинство каменных голов, и еще дальше - около 100 км - от Ла-Венты. Камни тащили к реке, а затем сплавляли на плотах вниз по течению или вдоль берега, а затем тащили волоком до нужного места.

Вероятно, камни доставляли в период дождей, когда уровень рек был высоким, а земля - скользкой.

Неизвестно, монументы перевозили в готовом виде или еще в форме валунов. В пользу последней версии говорит то, что при водной транспортировке всегда есть риск утраты, кроме того, около Сан-Лоренсо были найдены большие заготовки. В мелких сценках на резных ольмекских камнях мы видим что-то вроде ровных прямоугольных каменных блоков, тщательно связанных веревками, и людей, сидящих на них. Эти рисунки могут изображать процесс транспортировки блоков, что встречалось, как показано выше, и в других частях света.

Придание формы базальтовым (или реже андезитовым) валунам было трудоемким и длительным процессом. У ольмеков не было металлических инструментов, а что касается каменных, то  не было материала тверже, чем базальт, из v которого высекали скульптуру. Поэтому основными видами работ были бурение и шлифовка. На вершине плато Сан-Лоренсо, рядом с домами местной знати, найдены мастерские каменотесов. В них ольмеки переделывали крупные каменные предметы в мелкие, такие, как жернова. Некоторые из больших каменных голов, по-видимому, сделаны из бывших тронов. Троны - это, фактически, самые ранние и наиболее крупные каменные предметы, созданные ольмеками. Один из самых крупных тронов, монумент 14 из Сан-Лоренсо, достигает 1,8 м в высоту, 3,98 м в длину и 1,52 м в ширину. Из него легко можно было бы вырезать каменную голову.

 

Использование и назначение гигантских голов

На некоторых ольмекских стелах вырезаны рельефные символы, но они до сих пор не расшифрованы, и поэтому ольмеки являются, с нашей точки зрения, доисторическим народом. Однако некоторые заключения о том, как использовались их скульптуры и что они означают, можно сделать, исходя из сущности и окружения этих монументов и из более поздних традиций исторически лучше документированных мезоамериканских народов. Мэтью Стирлинг, один из первых археологов, раскапывавших ольмекские центры, полагает, что огромные каменные головы были портретами выдающихся личностей. Некоторые думают, что головы изображают воинов или игроков в мяч, но в настоящее время большинство считает, что это изображения вождей или правителей. В соответствии с этой точкой зрения особые украшения на головных уборах каждой статуи, включающие в себя звериные шкуры, кисточки, перья, когти, шнуры и зеркала, служили отличиями отдельных правителей или правящих династий. Общественные изображения правителей были приняты и в других местах, в более поздних мезоамериканских культурах, Особенно ярко это проявлялось в классический период майя, чьи культурные традиции восходят к ольмекам, хотя высечение гигантских каменных голов характерно только для ольмеков, живших на побережье Мексиканского залива.

Некоторые монументы были найдены там, где были поставлены ольмеками: гигантские головы, троны и стелы находились в общественных местах внутри или около ритуальных сооружений или дворцов Ла-Венты. Другие явно были сдвинуты, возможно, в процессе переработки или в результате эрозии или сдвига грунта. Видимо, ольмеки устанавливали комплексы монументальных скульптур в форме театральных сцен, служивших напоминанием или реконструкцией исторических или мифических событий. Несомненно, большинство гигантских голов были частью таких представлений.

Многие археологи сходятся в том, что, помимо выражения политической идеи, неотъемлемой от изображений вождей или царей, колоссальные каменные головы являлись еще и частью более широкой традиции, которая объединяла, систематизировала и передавала шаманские знания. В частности, каменные изображения были каналами анимистических энергий. Как и у других народов Мезоаме-рики, у ольмеков, вероятно, было много метафор, отождествляющих части тела с элементами вселенной. Большое внимание уделялось детализации и отделке голов скульптур, которые как части тела могли символизировать централизацию и отождествляться с небом или небесными сферами. Но каким бы ни было их истинное применение и значение, гигантские каменные головы ольмеков, несомненно, относятся к числу самых впечатляющих мегалитических скульптур, созданных на Земле.


16.08.2018