Колоссы В Западных Фивах – Картинки - Фото

Знаменитые строки Шелли были навеяны торсом Рамсеса II (ок. 1290-1224), находящимся в Британском музее, и описаниями упавшего колосса из красного гранита того же фараона в его погребальном храме на Западном берегу Фив. Хотя он разбит и верхняя часть статуи лежит на боку, огромные размеры и качество работы не перестают поражать. Статуя, представляющая Рамсеса в виде божества, была около 19 м высотой и весила около 1000 тонн. Это был самый крупный сидящий колосс в Западных Фивах.

Размеры и мощь массивных египетских статуй наилучшим образом передают колоссы Мемнона, которые хоть и немного меньше, чем колосс Рамсеса, зато сохранились гораздо лучше. Они изображали фараона Аменхотепа III (ок. 1391-1353) и изначально стояли по сторонам от входа в его погребальный храм в Западных Фивах. От храма сохранился только фундамент, и вокруг статуй сейчас простираются поля. Каждый из колоссов был высечен из единой глыбы желтого кварцита, выбранного за его золотистый цвет, вызывающий ассоциации с солнцем. В настоящее время колоссы имеют 15,6 м в высоту, а вместе с высокими коронами, которые были утрачены, их высота достигала около 18 м. Каждый из них сидит на пьедестале высотой 2,3 м, высеченном из отдельного куска камня.

 

КОЛОССЫ В ЗАПАДНЫХ ФИВАХ – Картинки - Фото

 

Колоссы Мемнона, изображающие фараона Аменхотепа III, изначально обрамляли вход в его погребальный храм, от которого ныне сохранился только фундамент.

 

Это не самые большие статуи, созданные древними египтянами, - и Большой Сфинкс, и колоссы на фасаде Большого храма в Абу Симбеле крупнее их. Однако эти последние создавались на месте и не нуждались в перевозке. А колоссы Мемнона и Рамсеса были вырезаны из монолитов, доставленных из отдаленных каменоломен. Но самыми крупными монолитными колоссами, которые транспортировали египтяне, являются даже не они: в Танисе были найдены фрагменты четырех гранитных колоссов Рамсеса II, которые предположительно достигали высоты 21-28 м.

 

Добыча и транспортировка камня

Глыбы кварцита для колоссов Мемнона были добыты в каменоломнях Джебель эль-Ахмар, более чем в 700 км от Фив. Кварцит - очень твердый камень, который невозможно было обрабатывать имевшимися металлическими инструментами. Однако следы, оставшиеся на стенах карьера, заметно отличаются от тех, что остались в Асуане и дают основания предполагать, что здесь использовалось тяжелое каменное кайло. Как и в случае с обелисками, глыбы для колоссов выламывались после высекания отдельных борозд вокруг и под блоком. Вероятно, блоки вырубали из вертикальной стены карьера, чтобы облегчить проблему их вытаскивания наверх.

Египтяне высекали статуи из тщательно вымеренных прямоугольных блоков. На каждой стороне блока расчерчивалась квадратная сетка, которая использовалась для проектировки правильных пропорций статуи. Затем лишний камень стесывался до тех пор, пока статуя не приобретала нужную форму. Затем она переходила в руки мастеров-скульпторов, которые завершали отделку и вырезали на камне тексты или рельефы. В зависимости от материала статуи часто полировали или раскрашивали. Египетскую скульптуру и архитектурные элементы обычно отделывали уже после установки, поскольку лишний слой камня защищал произведение от повреждений во время транспортировки и установки.

 

 

КОЛОССЫ В ЗАПАДНЫХ ФИВАХ – Картинки - Фото

 

В 1816 году Бельцони извлек статую Рамсеса II, названную «Молодой Мемнон», из храма Рамсеса.

 

КОЛОССЫ В ЗАПАДНЫХ ФИВАХ – Картинки - Фото

 

Упавший колосс Рамсеса II около Рамессеума.

 

 

Однако колоссальные статуи и другие крупные каменные глыбы, вероятно, обтесывали еще в каменоломнях, чтобы уменьшить, насколько это было возможно, их вес перед транспортировкой.

Глыбы, которые Аменхотеп III и Рамсес II использовали для своих колоссов, являются крупнейшими объектами, когда-либо перевозившимися египтянами. Колоссы Мемнона весили по 700 тонн каждый, а статуи Рамсеса II - около 1000 тонн; считается, что их тащили по земле. Хотя у нас нет сведений о перемещении этих блоков, рельеф Среднего царства (ок. 1850 до н.э.), показывает транспортировку менее крупной статуи человека по имени Джехутихотеп. По приблизительным оценкам, статуя могла весить около 58 тонн. Она установлена вертикально на деревянные салазки, к которым привязаны четыре веревки. Каждую веревку тянет по 43 человека. На салазках стоит человек и льет воду перед полозьями, чтобы облегчить скольжение.

Эксперименты с салазками показали, что на ровном грунте необходимо три человека на тонну груза. Это позволяет предположить, что около 2100 человек потребовалось для перемещения каждого из колоссов Мемнона, и около 3000 для каждой из статуй Рамсеса. Если дорога неровная, это число заметно увеличивается. Примерно в три раза больше людей должно тащить колосса вверх по склону. Еще большее количество требовалось для строительства прочной и ровной наклонной дороги, чтобы облегчить прохождение статуи и не допустить ее увязания в мягком грунте.

По некоторым предположениям, для уменьшения трения под полозья салазок могли подкладывать деревянные вращающиеся валики, но это должно было затруднять контроль над статуей даже на ровной поверхности, а на склонах - делать продвижение исключительно опасным. Скорее всего, для уменьшения трения полозья салазок смачивали водой, как это показано на примере статуи Джехутихотепа.

Людей, занимающихся транспортировкой, должно было хватить для перемещения статуи по сложным участкам и неровному грунту. Таким образом, для создания колосса Рамсеса II, по расчетам, должно было потребоваться 9 000 человек, а для двух колоссов Мемнона - 12 000.

Статуи должны были перемещать на огромные расстояния: глыбы для колоссов Мемнона доставлены из каменоломен, находящихся примерно в 700 км от Фив. Ученые считают, что эти блоки были слишком тяжелы для переправки по воде против течения Нила и поэтому, скорее всего, путешествовали по суше. Тем не менее, поскольку блоки перевозились через реку на западный берег, их все же грузили на судна. Поэтому не исключено, что последний отрезок пути статуи преодолевали по каналам, где течение значительно слабее.

После нескольких месяцев или лет путешествия статуи прибывали на место. Затем их необходимо было установить вертикально на пьедесталы. Хотя в некоторых случаях, как со статуей Джехутихотепа, скульптуру перевозили в вертикальном положении, колоссов почти наверняка везли на боку, чтобы перераспределить вес по большей площади и уменьшить вероятность падения статуи. Методика установки колоссов была, вероятно, той же, что при воздвижении обелисков. Затем вокруг них строили деревянные леса, чтобы скульпторы могли завершить отделку фигур и высечь рельефные сцены на сторонах трона.

Колоссы Мемнона стоят до сих пор, надолго пережив храм, перед которым они были воздвигнуты. Они привлекали к себе путешественников еще во времена Древней Греции и Рима и прославились еще больше после повредившего их землетрясения 27 г. до н.э. Северный колосс был затронут значительно сильнее, но после этого, судя по источникам, стал издавать при восходе солнца необычные звуки. Считается, что этот эффект в треснувшей фигуре создавала влага, которая нагревалась и расширялась под действием утреннего солнца. Античные путешественники назвали статую «поющим Мемноном» - отсюда и современное название - в честь героя Гомера Мемнона, который пел для своей матери Эос, богини утренней зари. К сожалению, «пение» прекратилось навсегда после того, как статуя была отреставрирована римским императором Септимием Севером.

 

КОЛОССЫ В ЗАПАДНЫХ ФИВАХ – Картинки - Фото

 

Рельефная сцена перевозки статуи Джехутихотепа. 172 человека тащат салазки. Человек перед статуей поливает дорогу водой, чтобы создать эффект скольжения.


20.06.2018