Линии И Рисунки В Пустыне Наска – Картинки - Фото

Линии Наска - загадочные гигантские рисунки на поверхности пустыни в южном Перу - прославились на весь мир. Их популярность связана с тайной, покрывающей их происхождение и назначение: были ли они созданием древних астрономов, отмечавших движение небесных тел? Или частью ирригационных схем, гигантскими ткацкими мастерскими, беговыми дорожками? Или посадочными полосами для пришельцев из других миров? Смотрели ли на них сверху боги или над ними летали души галлюцинирующих шаманов? Указывали ли они на источники воды посреди этого иссушенного ландшафта, или служили для ритуальных обрядов, связанных с водой?

ЛИНИИ И РИСУНКИ В ПУСТЫНЕ НАСКА – Картинки - Фото

 

Вид с воздуха на гигантскую обезьяну в пустыне Наска. И обезьяна, и птица наверху нарисованы одной непрерывной линией. Обезьяна имеет более 100 м в ширину и 78 м от головы до хвоста, а птица - 135 м от клюва до хвоста.

 

Эти отметки, или геоглифы, сконцентрированы на плато Пампа-де-Наска, иначе - пустыня Наска - безжизненном аллювиальном веере площадью 220 кв. км, раскинувшемся между тремя крупнейшими реками этого региона и граничащем на востоке с подножием Анд. Линии включают в себя такие геометрические фигуры как трапеции, прямоугольники, прямые линии, спирали, зигзаги и «лучевые центры». Самые крупные трапеции имеют в длину более километра, а прямые линии часто простираются на много километров. В пустыне также обнаружены рисунки людей, животных и растений - птиц, касаток, обезьяны, паука, цветка. Они гораздо меньше, чем геометрические фигуры, и расположены на полосе площадью 10 кв. км на северном краю Пампы. Паук имеет в длину более 50 м, а обезьяна - более 100 м в ширину. Оба нарисованы одной непрерывной линией, которая нигде не пересекает саму себя.

 

Создание рисунков

Сходство стиля в орнаментах местной керамики и тканей с этими линиями является неоспоримым свидетельством того, что создателем большинства фигур животных и растений в пустыне является древний народ наска, чья цивилизация процветала примерно с 100 г. до н.э. по 700 г. н.э. К тому же ученые обнаружили в пустыне множество фрагментов керамики, возможно, принесенной в жертву богам. Кроме того, некоторые линии датируются более поздним временем.

Технология нанесения рисунков была очень простой: более темный верхний слой грунта удаляли, чтобы обнажить более светлый слой почвы, лежащий под ним. (За тысячелетия окиси марганца и железа, отложенные на поверхности пустыни аэробными микроорганизмами, образовали тонкий налет, называемый «пустынным загаром».) Границы линий были отмечены выложенными вдоль края очищенными камнями. Как же им удавалось делать линии прямыми? Технология была, вероятно, достаточно простой. В эксперименте, проведенном в Наска, 12 человек, затратив чуть более часа, расчистили линию длиной 12 м, закончив ее спиралью длиной 25 м.

Они использовали только веревку и колья для определения границ линии, а при создании спирали веревка служила циркулем.

Несмотря на свой возраст - некоторым знакам больше 2000 лет - геоглифы сохранились благодаря фактическому отсутствию дождей в этом регионе. Самое значительное повреждение рисунков вызвало проведение пан-американской магистрали; кроме того, вред приносит автомобильное и пешее движение через хрупкую пустыню; оно не только оставляет следы, но и разрушает линии.

Действительно, создание некоторых геоглифов Пампы, этом засушливом районе может объясняться постоянной тревогой населения по поводу воды. Недавние геологические и гидрологические исследования линий разломов породы и водоносных слоев дали основание полагать, что линии и трапеции могли являться гигантской картой подземной водной системы района. Исследователи обнаружили 62 так называемых «лучевых центра» - лучей, расходящихся из одной области. Эти «центры» встречаются на естественных возвышениях, с которых видны русла рек, и вдоль подножия гор. Возможно, они представляли собой своеобразную карту распространения подземных вод и были связаны с ритуалами вызывания дождя, что неудивительно в местности, где дожди бывают очень редко, а уровень рек зависит от количества осадков в Андах. Поскольку тучи собирались на вершинах гор, люди считали, что горы управляют погодой, и поклонялись им, как обители горных богов. Некоторые рисунки - например, паук и обезьяна, - ассоциировались с древнейшими в Андах символами, связанными с плодородием, а, значит, и с водой.

Некоторые ученые предполагают, что эти линии были частью гигантского астрономического календаря, предупреждающего о начале сезона дождей на нагорье и астрономических событиях в небе Наска. Однако попытки объединить определенные знаки в созвездия или связать линии с солнцестояниями пока не увенчались успехом. Другие исследователи считают, что самые убедительные объяснения лежат в области ритуалов, связанных с культом гор, воды и плодородия.

 

ЛИНИИ И РИСУНКИ В ПУСТЫНЕ НАСКА – Картинки - Фото

 

Пан-американская магистраль пересекает равнину по краю долины Наска, проходя через огромную трапецию.


20.06.2018