Порты, Водопроводы и Дороги

Развитие цивилизации неизбежно связано со строительством дорог, акведуков и мостов, проведением каналов и созданием портов, иногда очень крупных размеров. Ирригационная система Месопотамии начиналась семь или восемь тысяч лет назад как скромная сеть простых каналов, которые должны были подвести воду к полям. С ростом городов, стран и империй эти работы приобретали все больший размах. Висячие сады Вавилона являются ярким (пусть даже частично легендарным) примером того, чего удавалось достичь: сад, устроенный на искусственных террасах, высоко возвышающийся над ровной речной поймой Месопотамии, питался водой Евфрата благодаря системе каналов и насосов, которые поднимали воду к вершине этого сооружения, откуда она сбегала вниз в виде ручьев и водопадов. В летнем зное Месопотамии это и впрямь должно было поражать: зеленеющий сад посреди иссушенной равнины.

Вода, однако, имела не только практическое, но и ритуальное значение. В Южной Азии вода для ритуалов (возможно, для духовного очищения) наполняла Священный водоем в Мохенджо-Даро. Изобретательность и мастерство сумели преодолеть сложнейшую инженерную проблему, хотя наполнение бассейна водой без подъемных машин или насосов наверняка было очень сложной задачей. Одним из величайших чудес в Висячих садах были винтовые насосы (иногда называемые «архимедовы винты») для подъема воды на террасы.

Не менее впечатляющими были гидравлические технологии, использовавшиеся при строительстве плотин и акведуков. Римские акведуки в Ниме и Сеговии, Карфагене и Риме до сих пор уверенно возвышаются над своими ландшафтами. Настолько же впечатляюще выглядят руины величайшей плотины древнего мира возле Мариба, в Южной Аравии. Она поражает не только своими размерами и массивными каменными шлюзами, но также огромной глубиной наносов ила.

Каналы для орошения полей служили также водными путями для кораблей и барж. Громоздкие грузы можно было доставлять по воде за малую долю той стоимости, которую требовали наземные перевозки. Этой же цели, наряду с ирригацией и борьбой с наводнениями, служили и огромные китайские каналы. Самым крупным был Великий канал, построенный в VII веке. Его длина (2700 км) - это достижение, достойное Великой Китайской стены. Вокруг природных озер, вдоль морских побережий и рек также вырастали города. Изобретение бетона, затвердевающего в воде, стало толчком к созданию искусственных портов на оживленных морских путях римского Средиземноморья. Одним из них был римский Портус, но, вероятно, самой знаменитым сталке-сарийский порт на левантийском побережье. Такие грандиозные сооружения обеспечивали защищенную якорную стоянку. Однако победа над природой зачастую оказывалась временной, и наносы ила вновь заполняли каналы и водоемы.

Дороги, как и порты, служили для транспорта и коммуникаций. Связывая друг с другом города и государства, они обеспечивали быструю доставку приказов, передислокацию войск и способствовали обмену информации. Большая часть великих империй мира имела достаточно развитую сеть дорог, иногда с почтовыми станциями, где содержались бегуны или сменные лошади. Римляне и инки оставили после себя дороги гигантской протяженности, соединяющие всю империю, причем их состояние не зависело от погоды. С технической точки зрения эти дороги особенно поражают в тех местах, где преодолевают естественные препятствия, например, реки или ущелья. Римская сеть дорог включала в себя каменные и деревянные мосты, иногда немалой длины. Дороги инков примечательны подвесными мостами, протянутыми на веревках высоко над реками и ущельями горных Анд. Этой незабываемой переправой можно воспользоваться и в наши дни. Однако дороги никогда не были сугубо утилитарным сооружением. Облегчая путь купцов и гонцов, они также становились символами построивших их государств. Система дорог Чако на юго-западе США поднялась на новый уровень, не только связав удаленные друг от друга Великие дома, но и став своего рода духовным каналом между миром живых и страной мертвых.

 

ПОРТЫ, ВОДОПРОВОДЫ И ДОРОГИ

 


 
  • Система Дорог Чако, Нью-Мексико – Картинки - Фото
  • Римские Дороги - – Картинки - Фото
  • Римские Акведуки – Картинки - Фото
  • Мохенджо-Даро – Картинки - Фото
  • Марибская Плотина В Аравии – Картинки - Фото
  • Китайские Каналы – Картинки - Фото
  • Кесарийский Порт - – Картинки - Фото
  • Дороги И Мосты Инков – Картинки - Фото
  •    Страницы: «1»