Дороги И Мосты Инков – Картинки - Фото

Система дорог инков была одним из величайших инженерных достижений Нового Света. Сеть общей протяженностью 25 000 км связывала Куско, столицу инков, лежавшую высоко в южных перуанских Андах, с землями империи. Она проходит по глубоким впадинам и высоким горам, сквозь снежные заносы и болота, по скалам и над бурными реками.

Основу системы составляют Хапак Ньан («богатая дорога»), связывающая Куско и Кито (ныне - территория Эквадора), и параллельная ей дорога по побережью. Они соединялись множеством поперечных дорог, а их ответвления простирались на юг до Сантьяго в Чили и на восток, в северо-западную часть Аргентины. Горная дорога шла на север до границ Колумбии и Эквадора, а так называемая дорога покорения шла от административного центра Уануко Пампа на севере центрального Перу к Чачапояс, на лесистые склоны восточных Анд.

Некоторые дороги, самые высокие в мире, ведут к святилищам, расположенным на вершинах гор на высоте более 5000 м над уровнем моря.

 

ДОРОГИ И МОСТЫ ИНКОВ – Картинки - Фото

 

Крестьянин на восстановленном веревочном мосту, протянутом в верховье реки Апуримак.

 

Хапак Ньан производила на ранних испанских путешественников неизгладимое впечатление. Ни одна другая дорога не пересекала больше важных центров инков и не могла похвастаться такой тщательностью постройки. Мостовая, уложенная каменными плитами, имела бордюры, дренажные канавы и дамбы, поднимавшие дорогу над заболоченным грунтом. Источниками строительного камня были местные каменоломни или выход породы у самой дороги. Крутые участки дороги делали в форме лестниц, построенных из плитняка или тесаного камня. (Поскольку народы Анд не знали колеса, ступени были самым простым решением на крутых склонах.) Ширина дороги зависела от местности. Южнее Уануко Пампа, например, археологи обнаружили отрезок мощеной дороги длиной 20 км и шириной 16 м, идущий по суровой, не населенной пуна - нагорной равнине.

В высоких джунглях или влажных тропических лесах инки строили мощеные булыжником дороги, идущие вдоль края откоса, часто со ступеньками, вырезанными в породе. Здесь труднопроходимые ущелья вынуждали инженеров проектировать узкие дороги шириной от 1 до 3 м. На пустынном побережье, где дожди - редкость, дорогу никогда не мостили, и вообще здесь она была менее формальным сооружением, чем в горах. Однако на побережье, где дорога пролегала через холмы, отдельные участки выложены в форме ступеней. Ширина дороги колебалась от 3 до 10 м, а там, где она проходила через пустыню, только каменные или деревянные указатели отмечали ее путь. Когда дорога шла через орошаемые долины, стенки из саманных кирпичей или тапиа (утрамбованной земли) не позволяли людям и караванам лам свернуть с дороги и топтать расположенные рядом поля.

 

Речные переправы

Инкам была незнакома конструкция арки. Поэтому для преодоления таких препятствий, как реки, они изобрели подвесные мосты.

 

ДОРОГИ И МОСТЫ ИНКОВ – Картинки - Фото

 

Строительство моста

 

Испанцам внушали ужас эти конструкции из плетеных веревок, провисающие в центре и натянутые между каменными береговыми опорами.

Несколько старых инкских мостов живы до сих пор. Около Уинчири, к юго-западу от Куско, около 500 человек из четырех селений ежегодно тратят по три дня на реконструкцию подвесного моста. Перед началом этих работ каждая семья изготавливает из сухих стеблей агавы свою долю веревки, называемой кесва, что и дало мосту имя: Кесва Чака, что значит «веревочный мост». Женщины скручивают стебли, растирая их между ладоней, чтобы получить веревку толщиной в палец и длиной 50 м. В первый день селяне собираются со своими веревками по обеим сторонам реки. Мужчины из каждой общины растягивают веревки вдоль дороги тремя группами по 24 человека и плотно скручивают их в тросы, которые затем сплетают друг с другом. Полученные веревочные жгуты имеют около 20 см в диаметре. Чтобы перенести каждый из них вниз к мосту, требуется восемь сильных мужчин.

Мужчины одного из селений специализируются на тутом натягивании тросов над ущельем. Скрученные тросы привязывают к ведущей веревке, протягивают через ущелье и надежно закрепляют на брусьях за береговыми опорами. Затем мужчины образуют две бригады и под громкие крики тянут качающиеся веревки, закручивая провисающую часть вокруг каменных опор каждой стороны. К концу второго дня основа моста укреплена: четыре тяжелых жгута туго натянуты над пропастью; два меньших каната будут служить перилами. На третий и последний день чака-камайок, т.е. мастер по строительству мостов, разводит все четыре троса так далеко друг от друга, как только может, прикрепляет поперек деревянные распорки, чтобы зафиксировать это расстояние, а затем начинает связывать их друг с другом. Он работает, продвигаясь вперед по мосту, а за ним идет второй человек и простыми петлями привязывает канат, служащий перилами, к полу. Затем они настилают на основу покрытие из циновок, и мост готов.

Во времена инков мост около Уинчири был незначительной, захолустной переправой в верховье Апуримака, крошечной по сравнению с великими подвесными мостами. Тем не менее селяне используют технологию и принципы организации работы, подобные тем, что были у их предшественников-инков, избегая европейского влияния.

Вниз по течению от Уинчири находится самый знаменитый из всех подвесных мостов. Он пересекает глубокое ущелье над рекой Апуримак к западу от Куско и был в хорошем состоянии еще в XIX веке. Его длина составляет 45 м, а самая низкая точка раскачивается на высоте 35 м над ревущей рекой. Пять его канатов, толщиной 10 см каждый, были скручены из кабуи (cabuya) - растения, похожего на агаву. Пол сделан из небольших прутьев и стеблей тростника, закрепленных ремнями из сыромятной кожи. Канаты закреплены на каменных опорах.

Инки строили и менее устрашающие мосты - из камня и дерева. Но именно подвесные мосты и их близкие родственники оройе - корзины, подвешенные на канате, протянутом от берега к берегу, - оставили самое яркое впечатление от их строительных технологий.


23.11.2017