Кесарийский Порт - – Картинки - Фото

Огромный искусственный порт Кесарии был одним из самых смелых инженерных достижений античного мира. Город был основан Иродом Великим, царем Иудеи в 37-4 гг. до н.э., в честь своего покровителя, римского императора Августа, которому он был обязан своим могуществом. Должно быть, Ирод понял с первого взгляда экономическую выгоду нового порта, связанного с важными торговыми путями между западом и востоком, а также политические преимущества появления в своей крайне неспокойной стране греко-римского города, который питал бы к своему создателю личную преданность. Дальновидность Ирода была доказана после его смерти, когда римляне сделали Кесарию столицей новой провинции Иудеи.

 

Порт

Внешний порт площадью около 20 гектаров был сформирован двумя гигантскими искусственными волнорезами с первоначальной шириной около 70 метров. Выход из порта был на севере, а с юга и запада его окружал длинный дугообразный мол, принимавший на себя натиск природы. Внутри порта нахолилась гавань меньшего размера, которая когда-то была частью старого поселения Стратонова Башня.

По словам Иосифа, вдоль нового волнореза, на некотором расстоянии друг от друга, были расставлены башни, а у входа в порт с обеих сторон высилось по три колоссальных статуи, воздвигнутых на высоких колоннах, стоящих, в свою очередь, на гигантских фундаментах. Для того чтобы проводить суда в устье порта, необходим был маяк. Иосиф не упоминает о нем, но башня Друзион (названная по имени Друза, члена семьи императора Августа) является возможным кандидатом на маяк, поскольку ее описывают как самую высокую и величественную во всем комплексе.

Ирода, несомненно, вдохновляли такие великие порты Средиземноморья, как александрийский и карфагенский, но технология постройки была, по-видимому, заимствована у римлян. Иосиф повествует о том, что для постройки использовались каменные глыбы размером примерно 15 м в длину, 3 м в ширину и 2,5 м в высоту. Точное подтверждение этого невероятного утверждения было получено во время подводных археологических исследований, которые были проведены в 1980-х годах в рамках Проекта раскопок античного порта Кесарии. Как было обнаружено, глыбы местного камня, использовавшиеся для постройки порта, были в действительности значительно меньше, а более крупные блоки оказались не каменными, а бетонными. К ним относится массивная голова пирса северного волнореза, имеющая размеры 11,5 х 15 х 2,4.

 

КЕСАРИЙСКИЙ ПОРТ - – Картинки - Фото

 

Художественная реконструкция порта, построенного Иродом в Кесарии.

 

 

КЕСАРИЙСКИЙ ПОРТ - – Картинки - Фото

 

Вероятно, огромные каменные блоки трудно было перевозить и устанавливать в море, поэтому составные деревянные формы заполняли затвердевающим под водой цементом прямо на месте.

 

КЕСАРИЙСКИЙ ПОРТ - – Картинки - Фото

 

Вид с воздуха на руины Кесарийского порта в наши дни.

 

КЕСАРИЙСКИЙ ПОРТ - – Картинки - Фото

 

Группа подводных археологов под руководством Авнера Рабана обнаружила фрагменты античного порта.

 

Благодаря влажным условиям, некоторые из деревянных опалубок, использовавшихся для формовки бетона, также сохранились, что позволяет воссоздать детали строительного процесса. Формы сами по себе уже были своего рода произведением искусства, поражающим тщательностью выдалбливания пазов и соединения внахлестку.

Большая часть самых крупных бревен для строительства была завезена из Европы; такие породы дерева, как сосна или ель, не встречаются в этой местности. В основании тяжелых брусьев сооружалась плотная двойная обшивка из планок, а внутренняя часть гигантской коробки была усилена поперечными балками. Анализ бетона показал крайне сложную технологию его изготовления. Раствор включал в себя особый вид вулканического пепла, пуццолану. Она придавала бетону гидротехнические качества, позволявшие ему застывать под водой. Для внешней оболочки каждого блока пуццолану растирали в более мелкий порошок, чем для центральной части, что способствовало быстрому затвердеванию. После высыхания получившийся бетон был настолько легким, что некоторое время мог плавать в воде. Таким образом, внешнюю оболочку опалубки можно было заполнять на берегу или у кромки воды, что было гораздо легче, чем проделывать это в море, а всю конструкцию можно было затем отбуксировать на место. После того как бетон застывал и впитывал воду, он становился достаточно тяжелым для того, чтобы опуститься на дно. Там из этих плит составляли прочную форму, которую затем полностью заполняли бетоном, образуя гигантские блоки.


22.11.2017