Китайские Каналы – Картинки - Фото

Когда император династии Суй открывал в 605 г. н.э. Великий канал, императорская процессия растянулась на 96 км. Канал, имевший 40 м в ширину и 2700 км в длину (как от Греции до Гринвича), связал столичные города Чанъан (Сиань) и Лоян с районом Пекина на севере и Хан-чжоу на юге. Вдоль его насыпей проходила большая имперская дорога с регулярно расставленными почтовыми станциями, ремонтными мастерскими и гигантскими складами для хранения зерна. Вкупе с реками и озерами, которые связал между собой Великий канал, он создал уникальную в мировой истории водную транспортную систему, обеспечивающую 50 000 км судоходных путей. Для строительства было мобилизовано свыше миллиона человек, а затраты на этот проект через 12 лет привели к падению династии Суй.

Тем не менее Великий канал был всего лишь самым эффектным в водной системе, которая до сих пор используется, хотя ее строительство началось в V веке до н.э. Большая часть канала эпохи Суй вобрала в себя сеть каналов II века до н.э. длиной примерно 2000 км. В XIII веке монголы прорыли прямую линию с юга на север, к Пекину, сократив суйский канал на 1000 км.

Гидротехнические сооружения

Китайский термин, обозначающий гидротехническое сооружение, можно перевести как «водное преимущество», а каналы были частью глобальной системы, созданной для предотвращения затоплений и засух. Шлюзы, контролирующие уровень воды, дополнялись водоотводами и запрудами в сочетании с каналами, параллельными главному, по которым могли отводиться паводковые воды или доставляться вода из прудов-накопителей. (20000 кубометров воды в секунду, которые несет в половодье Хуанхэ, достаточно, чтобы развернуть течение Великого канала в противоположную сторону.) Иногда приходилось превращать в канал часть примыкавшего к нему озера или реки или строить водоотводящие дамбы в середине русла, чтобы уменьшить течение и обеспечить беспрепятственное прохождение судов. Для предотвращения заиливания (Хуанхэ приносит 1 000 000 000  тонн ила в год) внутренняя сторона сооружений, замедлявших течение, делалась зубчатой, что заставляло течение промывать мелководье на противоположной стороне.

Первые каналы пользовались простой шлюзовой системой задержки и спуска воды с подъемными воротами из бревен, вставленных в каменные пазы по берегам канала, которые поднимались и опускались с помощью блоков или шкивов. Движение вверх по течению обеспечивалось путем перетаскивания судов через открытый шлюз на лебедках. Вниз по течению суда переправлялись за счет подъема воды при поднятии ворот. Около XI века появились бьефы, похожие на западные шлюзы: суда входят в шлюзовые камеры, где уровень воды может подниматься или опускаться. Но ворота так и остались подъемными, в отличие от поворотных створок на Западе.

Все каналы, дамбы и ирригационные сооружения были построены с помощью железных лопат на длинных деревянных ручках и бамбуковых корзин для переноски земли. Дамбы сооружались в виде стен из утрамбованной земли, облицованных каменными плитами. Для того чтобы запрудить или отвести в сторону текущую воду, в русло на веревках с берега опускали гигантские бамбуковые сетчатые корзины (габионы), наполненные камнями, или огромные связки стеблей китайского сорго. Каждый слой покрывался затем пластом бамбуковых циновок. Пористые вязанки, способные противостоять внезапному подъему воды, были гибкими и могли использоваться на легких почвах без глубокого фундамента. Оказавшись на месте, они быстро впитывали ил, становясь частью русла реки. Весь процесс зависел от веревок из сплетенных полос бамбука. Более легкие, гибкие и в три раза более крепкие, чем пеньковые веревки, теряющие в воде 20% своей прочности, бамбуковые веревки при намокании увеличивают свою крепость. Мокрый бамбуковый трос диаметром 3,8 см способен выдержать 6 тонн.

 

КИТАЙСКИЕ КАНАЛЫ – Картинки - Фото

 

Баржа может перевезти по каналу 50 тонн груза, что делает водный путь выгодным для торговли. Охраняемые караваны длиной в несколько километров стали привычным зрелищем. Это участок канала в Сучжоу.


23.11.2017