Римские Дороги - – Картинки - Фото

Когда прокопий составлял описание, Аппиевой дороги в середине VI века н.э., она существовала уже более восьми столетий. Первая из великих консульских дорог Рима, она соединяла город с важным центром Кампании - Капуей. Позже она была продолжена на юг до города Брундизия (современный Бриндизи), откуда корабли отправлялись в плавание по восточному Средиземноморью. К концу республиканского периода вся Италия была покрыта паутиной больших дорог, радиально расходящихся от Рима. Через 50 лет стало возможным путешествовать от Геркулесовых столпов у средиземноморских ворот Атлантики до Босфора и обратно по римским дорогам, построенным на века.

Так как первоначальная функция дорог была стратегической, неудивительно, что их сеть расширялась вместе с империей. Огромная сеть дорог раскинулась до границ римского мира, от северной Британии до Евфрата. По последним оценкам, только в Северной Африке было проложено 15000 -20 000 км дорог, без учета чисто военных коммуникаций или караванных путей. Несмотря на то, что военное назначение всегда оставалось приоритетным, дороги также служили административным целям, обеспечивая быструю связь частным лицам и имперской почте. Путешественники, включая паломников (как христиан, так и язычников), также получали от них пользу, равно как и торговля, особенно ценными малогабаритными товарами.

Этими дорогами продолжали пользоваться и в Средние века, что свидетельствует о долговечности вклада римской системы дорог в ландшафт Европы и Средиземноморья.

 

Строительство дорог

Подобно акведукам, но в значительно большем масштабе, римские дороги накладывали неизгладимый отпечаток на ландшафт. Сначала линия дороги отмечалась двумя бороздами, проведенными на расстоянии 40 римских футов (ок. 12 м) друг от друга, для обозначения ее внешних границ. Между ними прорывалась канава до твердого слоя камня или глины. На зыбких грунтах для создания прочной основы использовались сваи. Затем канава понемногу заполнялась: сначала слоем булыжников, скрепленных известковым раствором или глиной, потом щебнем или гравием, выше шел слой крупного песка, на который укладывались плотно подогнанные друг к другу каменные плиты, так поразившие Прокопия.

С течением времени дороги улучшались и сокращались за счет преодоления природных препятствий. По приказу императора, вероятно, Траяна, был срезан целый склон горы на глубину 120 римских футов (ок. 36 м), чтобы Виа Аппиа могла пройти вдоль морского побережья чуть южнее Террачины, вместо того, чтобы круто подниматься вверх по скалам. Дальше к югу Домициан создал новую дорогу в Неаполь на сваях посреди болотистой местности. Описание этой дороги, сделанное поэтом Стацием («Леса» IV, 3, v) вперемежку с дифирамбами в адрес императора, дает представление о роли дорог в снабжении и передвижении армии.

 

РИМСКИЕ ДОРОГИ - – Картинки - Фото

 

РИМСКИЕ ДОРОГИ - – Картинки - Фото

 

Устройство римских дорог на заболоченных (наверху) и твердых (внизу) почвах. В болотистых районах на деревянный каркас укладывались стволы деревьев; слой известняковых плит засыпался сверху гравием и галькой. На сухой поверхности за слоем, состоящим из булыжников, шел слой щебня или гравия, потом - песка и, наконец, каменных плит.

 

РИМСКИЕ ДОРОГИ - – Картинки - Фото

 

Виа Аппиа сразу за Римом. Она вымощена огромными многоугольными глыбами базальта.

 

Подобные гати и проходы в скалах, а также множество мостов и несколько сохранившихся туннелей свидетельствуют о твердой решимости покорять природу ради создания эффективных путей. Такое же глубокое впечатление производит вся система дорог, проложенных длинными прямыми линиями через множество стран, что до сих пор является особенностью пейзажей Европы.

Мастерство римских землемеров, работавших зачастую на малоизвестных территориях, чрезвычайно велико. Они прекрасно знали геометрию и были способны, например, рассчитать расстояние между двумя недоступными точками. У них были предшественники большинства обычных современных геодезических инструментов, включая разновидность теодолита (без оптики), называвшуюся диоптра, и длинный ватерпас, называвшийся хоробат. Для определения линии строительства и разметки прямых углов они использовали грому. Тем не менее, хотя каждая римская дорога обладает собственными весьма впечатляющими особенностями, свидетельствующими о мастерстве людей, строивших ее, именно величина и разветвленность всей системы в целом отражает мощь Рима в полной мере.


23.11.2017