Система Дорог Чако, Нью-Мексико – Картинки - Фото

Далеко не все древние народы Северной Америки так поражают воображение, как анасази. Слово «анасази» на языке навахо означает «древний народ». Эта индейская культура достигла расцвета в XI-XII веках, но уже в следующем столетии исчезла, оставив после себя потрясающую систему дорог.

В 850-1150 годы каньон Чако в Нью-Мексико был основным местом проживания анасази. Как минимум пять стоящих там Великих домов - крупных поселков, подобных Пуэбло Бонито - являлись культовыми и торговыми центрами. В XI веке Пуэбло Бонито состоял, как минимум, из 600 помещений и мог вместить в себя около 1000 жителей, являясь самым крупным «многоквартирным» сооружением Северной Америки. В центре каждого жилого блока, принадлежавшего одной родовой группе, располагались небольшие полуподземные помещения, кива, служившие мастерскими, местом обучения детей и проведения обрядов. В Больших кива люди собирались для официальных церемоний или для принятия решений, касающихся всего племени.

СИСТЕМА ДОРОГ ЧАКО, НЬЮ-МЕКСИКО – Картинки - Фото

 

Реконструкция Пуэбло Бонито, сделанная X.X. Николсом в 1881 году. Высота гор преувеличена.

 

Система дорог

Около 1115 года на северо-западе Нью-Мексико, на площади, превышающей 65 000 кв. км, обитало, как минимум, 70 таких сообществ. Эти удаленные поселения, многие из которых вышли из Чако, имели некоторые общие архитектурные особенности с пуэбло, оставшимися в каньоне. Сам каньон оказался центром сложной, гигантской системы дорог, впервые обнаруженной на первых аэрофотоснимках 1930-х годов. Но лишь в 1970- 1980-х годах была составлена их общая схема.

Примерно 650 км грунтовых дорог связывали Чако с более чем тридцатью отдаленными поселениями. Неглубокие колейные дороги достигают 12 м в ширину. Обычно они на несколько сантиметров углублены в грунт и обрамлены по краям невысокими насыпями или каменными стенами. Каждая дорога тянется на большое расстояние, в одном случае достигая 96 км. Грунтовые дороги сходятся к каньону прямыми линиями, затем спускаются с обрыва высеченными в камне ступенями. Внутри каньона пути сливаются в узкие проходы, затем разделяются, ведя к различным Великим домам. В трех местах, где они сливаются, бороздка в центре каждой дороги четко отделяет одну сторону от другой.

Значение системы дорог Чако с трудом поддается объяснению. В течение ряда лет археологи считали, что дороги образовывали ритуальный путь, по которому тысячи паломников стекались в каньон для проведения крупнейших церемоний. Они останавливались в Великих домах, чьи кладовые обеспечивали посетителей едой. Однако эта теория ошибочна, поскольку многие крупные дороги Чако идут в никуда, хоть и связаны с Великим домом или кива. В современном мире принято воспринимать дорогу, как нечто, идущее из пункта А в пункт Б, поэтому нам свойственно соединять неполные сегменты дорог Чако прямыми линиями. Но в действительности они могли и не быть связаны между собой. Основные пути лучами расходились от Чако на север и на юг, но сохранились следы только от 250 км дорог.

Более вероятное объяснение лежит в космологии пуэбло. Так называемая Великая северная дорога тянется на 63 км на север от Чако и внезапно исчезает в каньоне Кутц. Север считается самым важным направлением у людей, говорящих на языках керес, которые, возможно, происходят от народа Чако. На севере, согласно местным поверьям, странствуют души умерших. Возможно, Великая северная дорога была пуповиной, идущей на тот свет, каналом духовной силы. Индейцы племени керес верят также в Срединное место - точку, где сходятся четыре основных направления. Пуэбло Бонито, четко сориентированное по сторонам света, могло выступать в роли Срединного места Чако.

Таким образом, с помощью дорог в Чако создавался священный пейзаж, олицетворяющий мировой порядок. Дороги связывали удаленные поселки с могущественным Срединным местом.

 

Упадок

В 1130 году на Колорадо обрушилась невероятная засуха, продолжавшаяся 50 лет. Вкоре удаленные поселения перестали торговать и делиться едой с Великими домами, что заставило жителей каньона полагаться только на собственные, к этому моменту уже истощившиеся природные ресурсы. В конце концов анасази рассеялись по другим территориям. Через несколько поколений основная часть Великих пуэбло опустела, а более половины населения Чако осело в деревнях вдали от великого каньона. И сам каньон, и его дороги были окончательно заброшены в начале 1200-х годов.

 

СИСТЕМА ДОРОГ ЧАКО, НЬЮ-МЕКСИКО – Картинки - Фото

 

Дороги Чако спускались в каньон в виде высеченных в камне лестниц, подобных этой, вырубленной в песчанике за Каса Ринконада. Магические пути или реальные дороги, покрывающие гигантскую площадь, - дороги Чако являются неразгаданной тайной в истории пуэбло.


22.11.2017