Гора Афон В Грециии

 

ГРЕЦИЯ

Жизнь православных монастырей

Гору Афон называли обиталищем Зевса, садом Пресвятой Девы Марии, прибывшей сюда с апостолом Иоанном. Афон известен всему миру как убежище монахов-мужчин, которые на протяжении веков жили здесь в полном уединении, вдали от мирской суеты.

Христиане верят в то, что в 49 г. Богоматерь предприняла путешествие на Кипр в сопровождении апостола Иоанна. Во время переправы на них обрушилась буря, и судно сбилось с пути. В конечном итоге ветер помог кораблю добраться до полуострова с горой Афон. Пораженная красотой пейзажа, Мария попросила у Господа позволения остаться жить на этой священной горе. Корабль бросил якорь перед местом, где в настоящее время находится Иверский монастырь и где прежде располагался посвященный Аполлону античный храм. Как только Мария ступила на землю, статуя Аполлона ожила и призвала отшельников выйти из окрестных лесов, дабы преклонить колена перед Матерью Божьей. После этого статуя рассыпалась на тысячи осколков.

Легендарное путешествие Марии положило начало христианскому освоению горы Афон, которую стали называть «Садом Девы Марии». Без сомнения, гора была местом поклонения еще со времен древних греков, которые называли ее Айрон Орос, то есть Святая гора. Гомер упоминал ее в «Илиаде» в качестве первого жилища Зевса, а Геродот разместил на ней Храм Аполлона. Аскеты и отшельники, что искали убежища на ее крутых склонах, стремясь уйти от мирской суеты, были частью ее истории. Первые христиане-отшельники появились здесь около VII в. Анналы православного Собора, созванного в 842 г. императрицей Феодорой, уже упоминали монахов горы Афон, организованных в те времена в небольшие сообщества, быт которых повторял образ жизни первых христиан.

ГРЕЦИЯ

А Полуостров горы Афон

(Халкидский полуостров) в его южной оконечности завершается вершиной высотой 2030 м, покрытой снегом в течение всей зимы

Споры исихастов

Проникновение в монастыри Афона духовной практики исихазма (от греч. hesychia - «покой», «отрешенность»; философско-мистическое течение в Византии XIV в., зародившееся на г. Афон) породило грандиозные споры в лоне византийской церкви. Богослов Варлаам Калабрииский утверждал, будто никакая форма медитации не служит познанию Бога, поскольку сущность Его непознаваема, а потому монахи должны посвятить себя лишь изучению трудов философов. Григорий Палама считал, напротив, что Бога можно познать через Его «энергию» и что верующий может отдаваться ей в процессе исихастической медитации, повторяя в темпе дыхания слова: «Господи Иисусе, будь милостив ко мне, грешному». Дисциплина и постоянные молитвы будто бы могли позволить видеть «изначальную энергию» Бога, которую наблюдали апостолы Иоанн, Петр и святой Иаков во время Преображения Господня. Чтобы обосновать свои тезисы, Григорий использовал писания отцов Церкви и святых из Каппадокии. В этом диспуте Варлаам потерпел поражение и перешел в римское католичество.

«Крестоносцы подвергали монахов пыткам, добиваясь их отречения от православия».

Расположенные сегодня на горе православные монастыри строились, начиная с X в., после прибытия сюда монаха по имени Афанасий, выходца из Трапезунда (или Трабзона). Афанасий, происходивший из богатой и знатной семьи, удалился на гору Айрон Орос, дабы отказаться от всего мирского. Там и обнаружил его друг детства Никифор Фока, которому позже было суждено стать императором Византии. Никифор дал Афанасию денег на строительство большого монастыря, впоследствии известного как лавра святого Афанасия, или Большая Лавра, который открылся в 963 г. Жившие на горе небольшие группы отшельников протестовали, обвиняя Афанасия перед императором в том, что он позволил внешнему миру вторгнуться в их святилище. Однако император презрел эти протесты и подписал эдикт, предоставлявший постоянные права на гору монахам монастыря святого Афанасия. Он также регламентировал административное устройство и каноны монашеской жизни.

Императорский эдикт способствовал строительству здесь новых монастырей, которых в XI в. насчитывалось уже более сотни. Однако позже их число радикально сократилось ввиду набегов каталонских пиратов, а в XIII в. - по причине оккупации горы западными крестоносцами, которые подвергали многих монахов пыткам, добиваясь их отречения от православия.

Споры исихастов

А На этой картине группа русских паломников взирает на чудотворную икону Пресвятой Девы Марии, под изображением которой появляются два ангела, олицетворяющие собой веру и милосердие

Споры исихастов

В «Тайная вечеря» из монастыря Ставроникита, посвященного святому Николаю


Споры исихастов

С Монастырь Симо-Петра (Каменный утес Симона) был построен в XIV в. и ныне занимает тринадцатое место в иерархии афонских монастырей

Споры исихастов

D Посвященный Иоанну Крестителю монастырь Дионисиат возведен в XIV в. в качестве крепости

Византийский император Андроник II, защищавший эту веру, уменьшил государственное давление на монастыри, которых в начале XVI в. оставалось лишь двадцать пять. В течение этого периода монахи стали придерживаться исихазма - пути медитации, направленного на приобщение к непосредственному созерцанию Бога. Нападки на это течение положили начало публичной дискуссии, в которой монах Григорий Палама публично опроверг своего основного оппонента Варлаама Калабрийского.

В течение XV в. на горе Афон царил мир, что объяснялось покровительством императоров Византии, многие из которых провели последние годы своей жизни в монастырях. Однако этот период завершился в 1453 г., когда пал Константинополь, что положило начало более чем четырехсотлетнему оттоманскому владычеству. Монастыри сохранили свои права благодаря султанам Мурату II и Магомету (или Мухаммеду) II, признававшим гору Айрон Орос в качестве «пристанища паломников, где ночь и день соединяются в имени Божьем». Последовавший затем упадок длился вплоть до XIX в., когда монастыри вновь расцвели под покровительством русских царей и других православных монархов. В это время на горе появилось большое количество монахов из Сербии, Болгарии, Румынии и в первую очередь - из России.

В настоящее время на горе располагаются 20 крупных монастырей, в том числе один русский, один болгарский и один румынский, управление которыми регламентировано императорскими эдиктами X и XI вв.

Согласно православной вере, созерцание икон имеет столь же большое значение, как и чтение Евангелий. Церкви и часовни горы Афон являются хранилищами замечательных коллекций этих священных изображений, оригинальной моделью которых будто бы служил лик Иисуса Христа, проявившийся на Туринской плащанице. Наиболее старинные иконы относятся к византийской школе, суровое великолепие которой знаменует вершину этого тысячелетнего искусства. Коллекции содержат более 18 тыс. икон, большинство из которых, если верить монахам, наделены чудодейственными свойствами. В церквах под освещающими их лампадами иконописные - лики в течение тысячелетий строго взирают 5 на возносящих молитвы благочестивых богомольцев.

Среди наиболее почитаемых можно назвать чудотворную икону Богоматери «Скоро-послушница», находящуюся водной из десяти часовен монастыря Дохиар, а также небольшую икону Пресвятая Дева Миров-литисса (Мироточивая) из монастыря святого Павла.

Посещения горы Афон и фотосъемки

Снимать внутреннее убранство монастырей разрешено только мужчинам. В 2005 г. в Мадриде Университетом Гранады была организована фотовыставка, посвященная горе Афон. Среди преподавателей университета, побывавших там, был Франсиско Санчес Монтальбан, который так выразил свои впечатления: «Путешествие на гору Афон уникально и необычно. Ни время, ни пространство не могут полностью определять наше восприятие и жизненный опыт. Лишь образы помогают нам передавать то, что делает границы между настоящим и прошлым непостоянными, что ревниво удерживается в обычаях и что сохраняет воды того голубого цвета, который давно уже не существует. Афон воздействует не словами, а покоряет ароматами, прикосновениями, звуками, оттенками цветов. Но в первую очередь - своими образами, вневременными изображениями и визуальными загадками, которые смущают и запутывают, ослепляют и восхищают. Ход времени непостижим, воздух словно застыл в золоте, архитектура и растительность послушны человеку».

«Для законодательной деятельности настоятели собираются дважды в год».

Во главе каждого монастыря стоит настоятель или игумен, выбираемый пожизненно. Дважды в году настоятели собираются на Святую ассамблею, устанавливающую законы монашеской жизни. Администрирование осуществляется Святым обществом, в котором каждый из монастырей имеет своего представителя, а исполнительные решения принимает Святая эпистасия - должностные лица органов местного самоуправления. Этот комитет состоит из четырех членов, избираемых на пятилетний срок. От монастырей зависит также большое количество общинных предприятий, ферм, находящихся в коллективном пользовании, личных домов и небольших скитов, располагающихся в пещерах и на крутых склонах, где наиболее благочестивые монахи посвящают свои дни исихастической медитации.

Хранящийся в лавре святого Афанасия эдикт от 907 г. по сей день определяет повседневную жизнь монахов. День разделен на три равных части, посвящаемые молитвам, работе и отдыху. В 4 утра звон симантрона призывает на пение заутрени, а на рассвете настоятель служит литургию, которая длится до 10.30. Затем следует основной дневной прием пищи, после чего каждый принимается за выполнение тех задач, которые ему поручены. Во второй половине дня служат нону (молитва «девятый час») или вечерню (в три или пять часов) в зависимости от времени года.

Посещения горы Афон и фотосъемки

А Известная икона святых Петра и Павла в монастыре Каракал

Посещения горы Афон и фотосъемки

В Пример живописной пышности, характерной для внутренних помещений некоторых монастырей

Посещения горы Афон и фотосъемки

С Административный центр Карея, в котором пребывают греческий правитель и представители 20 монастырей

Посещения горы Афон и фотосъемки

D Один из коридоров в сельском стиле, присущем ряду монастырей Афона

После вечерни легкий ужин отмечает начало продолжающегося до одиннадцати часов отдыха, когда звон оповещает о наступлении времени индивидуальных молитв. В это время каждый перебирает зерна своих четок, повторяя слова: «Господи Иисусе, будь милостив ко мне, грешному».

Посетители афинских монастырей могут принимать участие в большей части молитв и деятельности монахов. Хотя попасть на полуостров не так-то просто, полученные впечатления стоят затраченных усилий, поскольку они незабываемы.

Под укрытием горы монастыри вздымаются ввысь, как фантастические замки в окружении пышной растительности, к которой в течение десяти веков не прикасалась рука человека. Под византийскими куполами монастырей время как бы застыло в живописных крытых галереях и великолепных часовнях, стены которых покрыты иконами и мозаиками. Тишина и уединенность, которые Афанасий искал десять веков тому назад, до сих пор продолжают царить здесь для каждого паломника, жаждущего найти в своем сердце Бога.

Любому позволено фотографировать величественную гору Афон и монастыри, ориентированные на юго-восток полуострова, с отплывающих из Оураноуполиса судов. Они рассекают на большой скорости голубые воды залива, вздымаясь на крутых волнах. С моря суда великолепно смотрятся на фоне гигантских монастырских зданий, возвышающихся среди растительности на горе или стоящих на побережье. Вид с моря неизменно вызывает желание вернуться и подняться на гору.

Советы путешественнику

Действующие на горе Афон правила ограничивают посещаемость полуострова людьми, не принадлежащими к православной вере. Желающие должны за несколько дней позвонить в офис в Тесалонике (номер...

Советы путешественнику

Действующие на горе Афон правила ограничивают посещаемость полуострова людьми, не принадлежащими к православной вере. Желающие должны за несколько дней позвонить в офис в Тесалонике (номер телефона 031943181) и затем отправиться в Иерисос, Оураноуполис или Неа Рода, чтобы по морю добраться до полуострова, где запрещено ездить на автомобилях. В пункте прибытия необходимо представить паспорт, письмо из посольства или консульства, а также разрешение Министерства иностранных дел Греции. Прибыв на Афон, вы в течение четырех дней считаетесь гостем выбранного вами монастыря. Следует помнить, что в соответствии с - эдиктом 1060 г. женщинам доступ на территорию полуострова запрещен.


 


23.11.2017