Город Инков Мачу-Пикчу В Перу

ЗАТЕРЯННЫЙ ГОРОД ИНКОВ

ПЕРУ

Чем же на самом деле являлся город Мачу-Пикчу в древние времена? По какой причине он был оставлен жителями? Почему ни один хронограф времен конкисты не упоминал о его существовании?

В1911 г. североамериканский археолог Хайрам Бингем предпринял экспедицию вдоль реки Урубамбы на восточные склоны перуанских Анд. В его намерения входили поиски Вилькабамбы - легендарной столицы, в которой на протяжении четырех десятилетий в XVI в. инки успешно оказывали сопротивление испанским конкистадорам. Проходя одной из излучин реки, участники экспедиции встретили крестьянина по имени Мельчор Артеага. Тот предложил показать археологам руины, затерянные на склонах величественной горы, возвышавшейся над рекой Урубамбой. Речь шла о горе Мачу-Пикчу, что в переводе означает «Старая гора» или «Старая вершина».

Поднявшись на гору, Бингем обнаружил террасы для возделывания сельскохозяйственных культур, а также жилища, лестницы, алтари, площади и храмы, погребенные под зарослями кустов и сорняков. Годом позже он вернулся к развалинам во главе большой экспедиции с намерением раскопать и исследовать то, что, как он полагал, осталось от Вилькабамбы. Но вскоре археологи определили, что речь идет о небольшом поселении Эспириту-Пампа («Дух Пампа»), хотя в своих поисках Бингем пренебрег самой возможностью существования этого поселения. Сенсационная находка уже в 1911 г. вызвала обоснованные сомнения. Чем же являлся Мачу-Пикчу во времена своего расцвета? Почему его внезапно покинули

ПЕРУ

А Лама - животное, которое в изобилии водится в Андах. Древние инки использовали мясо лам в пищу, а самих животных -в качестве вьючного скота. Для фотографов окрестности Мачу-Пикчу являются вожделенным объектом

ПЕРУ

А Изысканные строения Мачу-Пикчу свидетельствуют о том, что здесь располагался религиозный центр; не исключается также, что тут некогда жили и представители знати

ПЕРУ

В Вскоре после начала раскопок города на кладбище были обнаружены останки 173 тел, 150 из которых оказались женскими. Есть предположение, что они принадлежали избранным жрицам, удалившимся в это место, чтобы укрыться от испанских конкистадоров

ПЕРУ

С Если вам захочется пройти пешком путем инков, то вы, прежде чем выйти к Храму Солнца, увидите удивительный город Винайвайна с его возвышающейся над пропастью грандиозной обсерваторией

Инки возводили свои храмы из гранита, добываемого в местных каменоломнях. Но каким образом огромные глыбы доставлялись на вершину Мачу-Пикчу? Ведь в те времена колесо еще не было известно инкам. В основных святил и щах города глыбы полировались с точностью до миллиметра и подгонялись друг к другу в сложнейшей комбинации вогнутых и выпуклых сопряжений. Совершенство возведенных стен приписывается некой таинственной траве, будто бы используемой инками для размягчения скальной породы.

В соответствии с одной легендой, птица узнала о секретах строителей, и ей отрезали язык, чтобы она не могла никому рассказать о них. Интересно, что с высоты полета город напоминает силуэт птицы.

«Некий молодой послушник насильно овладел одной из дев Солнца».

Как показали археологические исследования, Мачу-Пикчу был построен в XV в. в царстве Пачакути - самого могущественного монарха в истории инков.

Имея в виду удаленность города и далеко не простой подъем на гору, некоторые историки утверждают, будто тут некогда находилась личная «резиденция» императора. Другие же придерживаются мнения, что это была крепость, построенная Пачакути с целью завоевания бассейна Амазонки. Храмы, алтари и обсерватории Мачу-Пикчу сравнимы лишь с аналогичными сооружениями столицы Куско. Это свидетельствует о том, что в этих местах располагался важный церемониальный центр. Да и сам Бингем, умерший в полной уверенности, что ему удалось отыскать Вилькабамбу, высказал предположение, будто здесь находилась духовная колыбель цивилизации инков.

Религиозный комплекс Мачу-Пикчу располагается вдоль одной стороны центральной площади города, у основания горы Уайна-Пикчу. Центром комплекса служит Храм Солнца - круглые ворота, выполненные из идеально ровного камня, основой которых является грот, известный как Царская могила. Сложная структура строения должна была помочь наблюдениям за перемещениями небесных тел.

Секрет камней

D Название Мачу-Пикчу, означающее в переводе «Старая гора» или «Старая вершина», намекает на самую низкую вершину горы, противопоставляя ей Уайна-Пикчу, более высокую «Молодую гору»

Секрет камней

Е Деревянная фигурка, покрытая цветными раковинами, найденная вблизи Куско, предназначалась для подношения богам

Этой же цели подчинена и большая часть других важных сооружений города. Подобное изобилие обсерваторий поддерживает гипотезу о том, что Мачу-Пикчу являлся местом, куда имели доступ лишь те немногие посвященные, глубокие познания которых в области астрономии были отмечены духовной и светской властью. Как утверждают некоторые авторы, именно эти знания позволили инкам расширить свои владения вдоль всей горной цепи Анд. И это -несмотря на то, что у них отсутствовало письмо.

Главной небесной обсерваторией Мачу-Пикчу являлся большой солнечный камень, известный как Интиуатана, что означает «камень для привязывания солнца». Исследования показали, что он служил для определения с большой точностью равноденствий, летнего солнцестояния и иных астрономических феноменов. В моменты «остановок» солнца в дни равноденствий, 21 марта и 21 сентября, священнослужители инков в буквальном смысле использовали этот камень, чтобы «привязать солнце», поскольку в эти дни светило находилось непосредственно над камнем. При этом в полдень священный камень не отбрасывал никакой тени. Целью ритуала было избежать ухода светила с зенита в направлении Севера или Юга. Камень служил жрецам также и для того, чтобы «заставить солнце вернуться», когда вечером в день летнего солнцестояния оно пряталось за вершиной священной горы Пумасильо.

По всей видимости, наиболее интригующим и таинственным зданием комплекса является Храм трех окон - элегантное строение, возвышающееся над городом и вершинами первозданных гор. Размеры и число окон.

Большинство желающих ознакомиться с Мачу-Пикчу отправляются туда из Куско поездом и у основания горы пересаживаются на автомобиль, чтобы добраться до археологических раскопок. Можно также сойти с поезда на 114 километре пути и следовать затем древним путем инков, который завершается у Храма Солнца. Этот путь потребует трех дней и пройдет через горные перевалы, находящиеся на высоте около 3000 м. Чтобы оценить размеры города, имеет смысл подняться по лестнице, ведущей к обсерватории инков на горе Уайна-Пикчу. Подобное восхождение потребует значительных физических усилий, которые, однако, сторицей окупаются открывающейся сверху великолепной панорамой города.

Советы путешественнику

Советы путешественнику

В соответствии с легендой, если кто-нибудь, отличающийся повышенной восприимчивостью, обопрется о лицевую поверхность Интиуатаны, то камень может открыть ему дверь в мир духов. Для инков это был порог параллельного мира, в котором боги и некоторые люди могли летать, свободные от пут времени и пространства. Шаманы инков использовали солнечные камни, чтобы «путешествовать», приняв вид какого-нибудь священного животного, пересекая обширные границы империи. Испанские конкистадоры делали все возможное для уничтожения этих камней, чтобы отвратить туземцев от их верований и святилищ. И действительно, когда камень Интиуатана одного из храмов был разрушен, инки решили, что все обитавшие в нем боги покинули его навсегда.

Полет шамана

А Инки считали своих правителей детьми Солнца - воплощением бога Виракочи. Астральный символ бога можно видеть на золотой рукоятке ножа для жертвоприношений

Полет шамана

В Мачу-Пикчу оставался для археологов неизвестным почти пятьсот лет, что объясняется его расположением на самой кромке сельвы в центре лабиринта малодоступных гор равно как и пространственное расположение относительно точки, где солнце восходит в день зимнего солнцестояния, имели особое значение в архитектуре инков.

 «Путешествие по руинам приобщает к вековым тайнам».

Как полагают некоторые авторы, в данном случае речь идет о храме, построенном в честь Матери-Земли, которая каждую весну по прошествии зимнего солнцестояния вновь возвращается к жизни. Другие исследователи уверены, что окна посвящались трем животным, олицетворявшим для инков три сферы существования. Так, кондор символизировал собой рай, ягуар был символом настоящего, а кобра считалась воплощением духовного мира. Как и для других народов, число «3» для инков являлось отражением Вселенной.

Священный характер Мачу-Пикчу подтверждается найденными Бингемом человеческими останками. В общем, речь идет о 135 скелетах, из которых 26 принадлежали мужчинам, 4 - детям, а 109 оказались женскими. Это непропорциональное соотношение привело археологов к заключению, что - по меньшей мере в последние годы своего существования -в городе жили в основном девственницы-жрицы, бывшие служительницами при храмах. Некоторые из историков указывают на это обстоятельство как на следствие малого количества проживавших в городе людей. В соответствии с другой версией, тесно связанной с легендой, некий молодой послушник насильно овладел одной из дев Солнца. Этот ужасный акт осквернения повлек за собой исход из города населения еще до испанского завоевания.

Полет шамана

С Некоторые из этих парадных лестниц вырублены из единственного блока гранита, при этом нигде для соединения не использовался известковый раствор

В 1572 г. испанские конкистадоры захватили и обезглавили последнего потомка Пачакути, положив конец войне, начавшейся в 1534 г. взятием столицы Куско. Несмотря на сопротивление, завоеватели сровняли с землей район Вилькабамбы и засыпали поля солью, изолировав тем самым Мачу-Пикчу. К моменту появления в этих местах Бингема в 1911 г. небольшие крестьянские семьи обрабатывали здесь плодородные земли на древних террасах, как это делали более чем за четыре столетия до них их предшественники инки.

Поскольку в Мачу-Пикчу имеется около двухсот строений, считается, что население города составляло около тысячи человек, продукты питания для которых выращивались на полях, расположенных в окрестностях. Климат этой зоны весьма благоприятный: среднегодовая температура составляет 13° С. В период с ноября по март выпадают обильные дожди. В остальные месяцы осадков бывает меньше.

Путешествие по руинам гарантирует массу сюрпризов. В цитадель попадаешь через Дом хранителей террас, пересекаешь зону омовений и оказываешься в Храме Солнца с его нишами для хранения приносимых в дар идолов и с пустующей царской гробницей. Рядом с Храмом Солнца находится дом Хранителя источника, а напротив - Царский сектор с его более просторными строениями. Поднимаясь по лестницам источников в зону омовения, попадаешь в каменоломни. Одна из них разделена на блоки, так что можно ознакомиться с технологиями, которые использовали инки.

Полет шамана

Дорога Инков

Чтобы быстрее добраться до Мачу-Пикчу, советуем заказать в Куско вертолет до поселения Агуаскальентес (Горячие воды), потом уже автобусом ехать до цитадели менее часа. Но все-таки лучше отправляться в эти места по дороге инков, которая начинается путешествием на поезде через район святой долины инков и продолжается до 88-го или 108-го километра, в зависимости от расстояния, которое предполагается пройти пешком.

В первом случае пересекаем мост Кусичака и проходим 11 км по низким холмам до появления руин и подъема на первый перевал высотой в 4200 м. С него спускаемся в долину, чтобы провести здесь ночь. Именно с этих мест начинается путешествие по захватывающему маршруту, знакомящему нас с историей инков, - Саяхмарка, Пуюпатамарка («город на облачной высоте»), затем вновь спуск и снова подъем по сельве, поросшей орхидеями, к Виньяй-Уайна, откуда открывается изумительный вид на окрестности. Двумя часами позже уже можно видеть цитадель Мачу-Пикчу. В зависимости от вашей выносливости и наличия свободного времени путешествие может длиться от трех до пяти дней.

Среди находок Марии Райхе можно назвать систему, которую создатели линий использовали для нанесения криволинейных участков своих рисунков. Археолог, которая к тому же была и математиком, обнаружила, что даже самые сложные кривые состояли всего лишь из трех типов окружности. Чтобы нанести криволинейный сегмент, «рисовальщики» привязывали к палке веревку предварительно рассчитанной длины и применяли ее как гигантский циркуль. Если затем должна была следовать кривая меньшего радиуса кривизны, меняли длину веревки и наносили очередной отрезок уже из другого центра. Позднейшие исследования показали наличие больших осколков скал в тех точках, где Райхе наметила центры окружностей.

Североамериканец Пол Косок был первым исследователем, который открыл, изучая в 1939 г. системы орошения в этом районе, странные рисунки, простиравшиеся в длину по одной из самых сухих пустынь мира на пятьдесят и более километров. Он же дал знать о находке Марии Райхе и посоветовал ей продолжать его исследования.

На верхнем рисунке рядом с изгибом шоссе можно видеть почти идеальную спираль.

Как наносили окружности

«Согласно гипотезе Марии Райхе, эти линии - астрономические календари».

Так ею были открыты некоторые из наиболее таинственных фигур, и остаток своей жизни она посвятила их изучению. Именно ей удалось добиться того, чтобы линии были объявлены запретной для посещений зоной.

В течение XX в. экспедиции Райхе и некоторых других исследователей позволили создать удивительную карту Наски, содержащую более 300 фигур или геоглифов, разбросанных на площади 145 км2. Среди наиболее необычных можно назвать антропоморфные и зооморфные фигуры, найденные в первую очередь на скалистых откосах холмов. Нои геометрические фигуры (треугольники, трапеции, спирали, звезды), пересекающие некоторые из линий, тоже можно считать весьма значимыми и несущими некий символический смысл. Однако наибольшей загадкой считаются длинные прямые линии, без какой-либо явной цели пересекающие равнину во всевозможных направлениях. Может быть, они являются частью каких-нибудь еще более крупных рисунков, которые остались незавершенными?

Сельскохозяйственный календарь?

Первая гипотеза Марии Райхе, вызванная работами Косока, сводилась к тому, что линии служили для определения дат равноденствий и прочих звездных феноменов, чтобы с их помощью намечать проведение посевов и сборов урожая.

Как наносили окружности

А Эта странная птица имеет в длину почти 300 м

Как наносили окружности

В Некоторые исследователи, например фон Деникен, считают линии взлетно-посадочными полосами инопланетян. Другие же полагают, что фигуры представляют собой формы, которые принимал бог Виракоча

Как наносили окружности

С Рисунки и композиции линий, видимых исключительно с высоты полета, могли бы составить отличную астрономическую карту

Как наносили окружности

D Наиболее известный геоглиф колибри. Его длина 180 м, а возраст около 2000 лет

Корреляция между известным геоглифом обезьяны и созвездием Скорпиона и прочие совпадения, казалось, подтверждали ее теорию. Это впечатление усиливалось тем фактом, что в некоторые дни года многие линии оказались ориентированными на определенные кардинальные точки. Находка керамических осколков и деревянных обломков, на которых были нанесены похожие рисунки, показала, что создатели геоглифов жили на плато Наска между 300 г. до н. э. и 800 г. В своей совокупности линии служили тогда большим солнечным календарем, использовавшимся для предсказаний изменений климата и, таким образом, для выживания сообщества. Археолог полагала, что идентификация других геоглифов по старинным астрономическим картам остается всего лишь вопросом времени.

В 1968 г. Национальное географическое общество опубликовало работу, ставившую под сомнение эти предположения, подчеркивая, что большинство линий никак не связано с какими-либо небесными феноменами. Пятью годами позже другой признанный эксперт по вопросам Наски, Джеральд Ховкинс, проанализировал, используя вычислительную машину, более чем 180 линий. Статистический анализ показал, что отмеченные Райхе корреляции вполне могли быть результатом случайных совпадений. Кроме того, не представлялось особенно многообещающим искать на старинных небесных картах исходные модели геоглифов. Возраст керамики и кусков древесины, найденных в зоне Наски, установлен радиоуглеродным методом, но определить возраст самих геоглифов с помощью этого метода невозможно. Действительно, могли пройти века, прежде чем жившие на плато навыками рисования в различных масштабах, знали основы математики и геометрии.

Геоглифы пустыни Наска сохранились до наших дней благодаря уникальным условиям пустыни и ее окрестностей. Действительно, скалистое плато является одним из наименее дождливых мест Земли, а ветер практически не изменяет ее бесплодные сухие пейзажи. И чтобы «рисовать» на «холсте» пустыни, создателям линий было достаточно удалять с ее поверхности темные железистые камни, обнажая тем самым более светлый слой подпочвы.

Люди случайно удалили камни вокруг рисунка, чтобы сделать его видимым на рельефной местности. Открытый подобным образом цветовой контраст давал возможность художникам Наски навечно запечатлеть свои рисунки на огромном «холсте».

На фотографии можно видеть окраины плато, представляющего собой пустыню, где на протяжении двух лет дожди выпадают менее одного раза и длятся не более получаса. В соответствии с некоторыми теориями, например Джона Рейнхардта, жители Наски поклонялись своим горам и наносили на поверхность линии, указывающие на скрытые в них святилища, которые для непосвященных должны были оставаться тайной.

Огромное полотно Наски

«А может быть, рисунки нанесли межпланетные путешественники?»

Имена оставили на нем свои инструменты, на которые скопировали таинственные рисунки. Загадкой остается лишь вопрос, каким образом они могли разглядеть их с земли.

А может быть, их нанесли за тысячи лет до нашего времени межпланетные путешественники, желавшие отметить подобным образом, какие существа населяют эту планету?

Ввиду неразрешимости загадки мысль о возможности нанесения линий инопланетными существами появлялась у большого количества исследователей. И действительно, не может быть ничего более естественного, нежели представить, что геоглифы были нанесены кем-то, кто мог наблюдать потом плоды своих трудов с воздуха. Конечно, возникает вопрос, почему инопланетяне решили в первую очередь изобразить именно эти фигуры? На рисунках фигурируют обезьяны, птицы, пауки и даже люди в шляпах, т. е. живые существа, населяющие нашу планету. Возможно, все они были интересны выходцам с других планет. Но какой смысл размещать на земле пятидесятиметровый рисунок паука? Сколько же межпланетных кораблей должно было ежедневно приземляться в Наске, чтобы занять рисунками полосу в 145 км2?

Как в свое время указывала доктор Мария Райхе, найденные на плато геоглифы демонстрируют, что их создатели обладали замечательными навыками.

Огромное полотно Наски

А Рисунок паука - один из самых известных геоглифов пустыни Наска

Огромное полотно Наски

В Стиль керамики племен пустыни Наска характеризуется шаровыми или чечевицеобразными формами. Изделия просты и изображают людей, растения или животных

Огромное полотно Наски

с Для керамики культуры чавин той эпохи характерны изображения кошачьих

Очевидно, нанесение рисунков на поверхность пустыни не требовало каких-либо специальных космических технологий. Чтобы нанести прямую линию, достаточно было уложить длинный шест и копать вдоль него до следующего шеста. Округлые рисунки могли создаваться с помощью веревки, позволявшей обеспечивать постоянный радиус окружности или постепенно уменьшать его при нанесении рисунка спирали. Для крупных зооморфных изображений авторы рисовали на масштабной сетке небольшую модель и затем переносили каждый квадрат на поверхность равнины.

И все-таки эта теория вызывает сомнения. Судя по изменению стилистики рисунков, в действительности они создавались на протяжении десятилетий при участии людей из нескольких, следовавших одно за другим поколений. Некоторые исследователи полагают, что зооморфные изображения представляют собой тотемных животных-хранителей различных племен. Члены племен могли наносить рисунки на поверхность во время ритуалов, проводимых для того, чтобы заручиться покровительством соответствующего животного.

Другие ученые считают, что рисунки представляют собой видения шаманов, которые якобы «наблюдали» с высоты полета подобные изображения во время транса. Но что же тогда представляют собой геометрические фигуры? Для чего нужны, например, длинные, теряющиеся в бесконечности прямые? Наука пока не дает ответа.


Советы путешественнику

Огромное полотно Наски

Линии Наски расположены на юго-западе Перу. Ближайшими к ним населенными пунктами являются Наска и Ика, и, хотя ни один из них не имеет аэропорта, здесь существует регулярное автобусное сообщение с Лимой. Так, до Наски можно доехать автобусом за семь часов. Местные туристические агентства организуют на небольших самолетах полеты над наиболее известными геоглифами плато. Пешеходный маршрут для ознакомления с линиями потребует как минимум несколько дней. При этом некоторые зоны остаются закрытыми для туристов. В 17 км от Наски находятся археологические раскопки Кауачи - церемониального центра племен - доколумбовой эпохи этого региона.


23.11.2017