Орден Дервишей В Конье - Танцующие Дервиши В Турции

ТУРЦИЯ

Происхождение дервишей

На поэта-суфия Джалала ад-Дин Руми в состоянии мистического транса снизошло озарение. И он основал Орден дервишей в Конье, где и был погребен после смерти в 1273 г.

Каждый год 17 декабря тысячи паломников со всего света встречаются на северо-востоке Турции в городе Конья. Город, переживший свои лучшие годы вХШ в., в основном застроен современными зданиями и фабриками, не представляющими для туристов никакого интереса. Однако в его центре имеется мавзолей скончавшегося в 1273 г. Джалала ад-Дин Руми. Мусульмане, большинство из которых паломники, пришедшие поклониться могиле, воздают хвалу этому святому суфисту. Суфизм (от араб, «суф» - грубая ткань, власяница) - мистическое течение в исламе. Среди толпы паломников есть также христиане, иудеи, буддисты и даже атеисты, которые отправились в путешествие, привлеченные проповедями или литературным наследием Руми - одного из крупнейших духовных учителей всех времен.

Родившийся в 1207 г. на территории современного Афганистана в Балхе, Руми приобщился к духовным знаниям благодаря своему отцу Мухаммаду ал-Балхи, также являвшемуся проповедником суфизма и известным теологом. Когда Руми было около двенадцати лет, семья переехала в Найшапур, где его отец познакомился с мистиком Фаруддином Аттаром, предсказавшим, что его ребенку суждено «зажечь огонь в душах тех, кто ищет правду». Семья провела некоторое время в Багдаде и затем предприняла паломничество в Мекку, где султан Анатолии пригласил

ТУРЦИЯ

А Руми сказал: «После моей смерти ищите меня в своих сердцах». Именно это должен ощущать путешественник, когда перед его взором предстает мавзолей и зеленый купол, воскрешающий потерянное очарование древнего города

Танец дервишей

Танец вращения, или «сама», служит для стимуляции духовного развития верующего. Дервиши общины Мевлеви обычно вращаются в направлении против часовой стрелки, используя при этом одну ногу как ось. Ладонью левой руки, повернутой вверх, они просят благословения и энергии неба, а ладонью правой руки, повернутой вниз, возвращают полученное Земле. Посредством танца дервиш, вращаясь в ритме сердца, становится способным воспринять все сущее. Музыка сопровождающей это вращение пеньковой флейты выражает жалобу души, отделенной от Бога. При этом душа стремится забыть о себе в прославлении любви.

«Руми считая любовь основной созидательной силой».

Мухаммада в Конью, столицу его царства. Сын Мухаммада, настоящее имя которого тоже было Мухаммад, по этой причине стал именовать себя Руми - «тот, кто прибыл из Рума», как в те времена называлась Анатолия. В 1231 г. после смерти отца Руми получил известность как знаток Корана и исламских законов. Несмотря на это, он продолжал изучение суфизма под покровительством одного из учеников и последователей своего отца.

Приблизительно в 1240 г. он стал преподавателем теологии и чередовал свои теоретические лекции с практикой суфизма, медитацией и помощью нуждающимся. Его красноречие и яркая харизма принесли ему большую популярность, несмотря на то что его взгляды были противоречивыми. Так, например, Руми считал, что Коран является лишь метафорическим текстом и что мирские заслуги не влияют на духовное совершенствование человека. На его лекции в большом медресе Коньи приходило более четырехсот учеников. Его репутация мудреца притягивала и многочисленных дервишей, жаждавших стать его учениками.

В 1244 г. после знакомства с Шамсом из Тебриза, который был противником жизни в обществе и видным суфистом, жизнь Руми-теолога резко изменилась. История Шамса очень таинственна, и в настоящее время существует несколько захоронений, где якобы покоятся его останки. Руми был покорен обаянием этого человека, в котором видел венец духовных исканий.


Танец дервишей

А Странствующие дервиши исполняют танец вращения

Танец дервишей

В В течение последних тридцати лет город Конья сильно изменился, и теперь, направляясь к зеленому куполу, уже не увидишь вокруг садов

Танец дервишей

С Универсальное послание Руми заключается в том, что все люди, независимо от верований и религий, могут жить в мире и согласии

Этим исканиям он и сам посвятил всю свою жизнь.

В результате Руми оставил свои лекции и начал писать поэтические произведения, в которых утверждал, будто истина не может быть выражена обычным языком. Таинственный гость пробудил ревность последователей Руми, начавших преследовать Шамса и в итоге изгнавших его из Коньи. Однако в 1248 г. Шамса, уступив настоятельным просьбам Руми, вернулся в город. Однажды ночью, после беседы в доме Руми, гость вышел на порог и исчез навсегда. Некоторые историки подозревают, что он был убит.

Испытывая после исчезновения учителя безутешное горе, Руми удалился от учеников и потратил около двух лет на путешествия и поиски своего наставника. Его глубокая печаль открыла шлюзы потокам поэзии, основанной на опыте божественной любви, тайны которой, очевидно, ему раскрыл Шамс. После испытанной им боли потери Руми осознал, что и любовь к учителю, и сущность учения Шамса скрывались в глубине его собственного сердца.

Поэтому, вернувшись в 1249 г. в Конью, Руми основал там суфистскую монашескую общину вращающихся дервишей, известную на Востоке как Мевлеви. Это название означает одно из духовных упражнений, предложенных Руми, суть которого состояла во вращении танцующего вокруг собственной оси до тех пор, пока не происходило его приобщение к мистической энергии. Считается, что Руми изобрел этот танец исключительно для жителей Анатолии, якобы отличавшихся флегматичностью и замедленностью реакции.

Двустишия Маснави

Утверждают, что Руми написал Маснави по просьбе своего ученика Хусейна, восхищавшегося дидактической поэзией таких учителей суфизма, как Фаруддин Аттар и Хаким Санаи. Когда он предложил эт...

Двустишия Маснави

Утверждают, что Руми написал Маснави по просьбе своего ученика Хусейна, восхищавшегося дидактической поэзией таких учителей суфизма, как Фаруддин Аттар и Хаким Санаи. Когда он предложил эту идею наставнику, тот удивил его, достав из тюрбана уже готовые первые девять двустиший. На протяжении нескольких десятилетий Руми в любое время дня и ночи диктовал Хусейну продолжение своего труда - по мере того, как стихи рождались в его сердце. В результате все написанное было объединено в шести томах и включало беседы, шутки, басни, а также анекдоты. Книги были оформлены таким образом, чтобы вызвать у читателя интерес к -трансцендентному опыту суфизма. Красота и мощь созданных Руми образов обеспечили его поэзии бессмертие в веках.

Приди, кем бы ты ни был

Приди, кем бы ты ни был

Вестибюль Зеленого мавзолея встречает посетителей одним из самых известных четверостиший Руми, в котором излагается положение суфизма о том, что любой мужчина или любая женщина достойны Пути любви и духовного совершенствования. Здесь же декларируется вселенский характер учений первого учителя общины Мевлеви:

Приди, приди, кем бы ты ни был, Будь ты атеистом, магом или язычником, Приди, В нашем доме нет места отчаянию, Даже если ты и разочаровывался сотни раз, все равно приди.

«Все его учение воплощено в тысячах и тысячах поэм».

В течение последующих трех десятилетий Руми написал на персидском языке фундаментальный поэтический труд, включавший в себя более 3000 од, около 1500 четверостиший и около 12 500 двустиший, не говоря уже о трех томах изречений, небольших сочинений и писем. Оды и четверостишия были позже объединены в «Книгу Шамса из Тебриза», посвященную другу и учителю, открывшему для него путь истины. Сборник двустиший образует Маснави. Этот труд считают вершиной творчества Руми. Поэтическое и мистическое содержание Маснави превратило его в «Коран на персидском языке». Маснави явился также единственным трудом Руми, написанным без специальной цели, с намерением просто поделиться с потенциальными читателями секретами и тонкостями пути суфия.

В последние годы жизни слава Руми перешагнула границы Анатолии. В его школе появились люди, пришедшие из самых различных исламских стран и даже из Европы. Несмотря на то что Учитель говорил, будто «нет лучшего мавзолея, чем небо», после похорон Руми, в которых принимали участие мусульмане, христиане и иудеи, его последователи убедили сына Руми возвести над могилой отца мавзолей.

Начатое в 1274 г. строительство продолжалось практически до XIX в. В 1926 г. правительство только что основанной Турецкой республики превратило мавзолей в музей.

Приди, кем бы ты ни был

А У суфистов существует традиция посещать могилы Руми и шейхов. Они поклоняются им и обращают к ним мольбы о контактах с иным миром

Приди, кем бы ты ни был

В Конья привлекала востоковедов уже начиная с XIX в. В 1925 г. Кемаль Ататюрк закрыл центры суфизма. В 1954 г. дервиши опять стали собираться для танцев, и с тех пор город снова обрел часть колорита, присущего ему в течение многих веков

Для последователей суфизма, число которых достигает 50 млн человек, это место остается святилищем Мауланы, как звучит на турецком имя Руми, что в переводе означает «Наш Учитель».

Архитектурный комплекс площадью 18 тыс. м2 расположен в столетнем розовом саду сельджукских султанов, где в свое время находилась школа Руми. Основной вход - Двери дервишей - ведет во внутренний дворик древнего монастыря Мевлеви. Посредине внутреннего дворика располагается водоем Свадебной ночи, как называется ночь смерти Руми. В соответствии с верованием считается, что в эту ночь его душа отдалась Богу.

Ежегодно паломники появляются в Конье отметить Свадебную ночь Руми и проходят через Двери дервишей. Сотня могил святых и учителей Ордена Мевлеви располагается вдоль пути к гробнице Руми, известной как Зеленый мавзолей.

Останки Мауланы покоятся под центральным куполом здания в мраморном катафалке, присланном в Конью в 1556 г. Сулейманом Великолепным. Покрывающая саркофаг пышная мантия с золотыми нитями символизирует в суфизме духовную власть. Дервиши останавливаются в ногах саркофага в ожидании своей очереди, чтобы преклонить колени перед серебряной ступенью, что должно даровать им опыт Любви. Для приобщения к ней дервиши просят силы и защиты Мауланы - Учителя учителей, -как они это делали на протяжении последних восьми веков.

Советы путешественнику

Советы путешественнику

Вне всякого сомнения, наилучшим временем для приобщения к духовной энергии города Конья является день памяти Руми - очередная годовщина его смерти. Однако рекомендуется заблаговременно заказать транспорт и ночлег, а также быть готовым к столпотворению. По суше путь из Стамбула проходит по необычным пустынным ландшафтам Каппадокии, а поездом или автобусом придется ехать целый день. Если же для вас решающее значение имеют климатические условия, лучше предпринять путешествие осенью или весной.

  23.11.2017