Путь Святого Иакова - Испания

ПУТЬ СВЯТОГО ИАКОВА

ИСПАНИЯ

В1879 г. Церковь подтвердила, что найденные в Сантъяго-де-Компостела останки принадлежат апостолу Иакову. Однако убедительных доказательств приведено не было. Считается также, что в саркофаге лежат останки еретика Присциллиана, приговоренного к смерти императором Максимом и похороненного здесь в IV в.

Этот маршрут является одним из наиболее популярных у паломников-христиан и в последние годы привлек в эти места сотни тысяч людей. При этом речь идет не столько о необходимости посещения Компостелы, сколько о Пути как таковом: о возможности ступать по тропе, где уже проходили сотни и сотни тысяч паломников.

В соответствии с писаниями, ученик Иисуса Иоанн старший принял решение нести свет христианства на край земли. В античные времена полагали, что соответствующее место существует в действительности и находится у границ известного тогда людям мира, а потому с полным основанием называется «финистерре», то есть «конец земли». Вот на эту-то оконечность, которая в настоящее время является частью провинции Галисия (в Испании), и направился святой Иаков со своей евангелистской миссией.

По возвращении в Иерусалим святой Иаков был обезглавлен по приказу Ирода Агриппы, в связи с чем ему было суждено стать первым мучеником христианства.

Согласно свидетельству святого Иеремии, апостолы постановили, что после смерти они должны быть похоронены на той земле, куда принесли христианство. Этим объясняется вся тяжесть путешествия учеников и последователей Иакова, которым вначале пришлось выкрасть его тело, а за тем пересечь Средиземное море, чтобы в итоге захоронить останки святого Иакова в далекой земле Галисии.

ИСПАНИЯ

А Деталь Портика славы кафедрального собора в Сантьяго-де-Компостела

Несмотря на то что так называемый французский путь является наиболее доступным, существуют еще семь маршрутов:

1. Французский путь пересекает границу Испании в Пиренеях в районе Ронсесваллеса и Сомпорта и проходит через автономные области Арагон, Наварра, Ла-Риоха, Кастилия, а также Леон и Галисия.

2. Северный путь является вторым по значимости. Начинается в Ируне и идет по кантабрийскому побережью. Паломники попадают с побережья в Галисию через Рибадео, а из самой провинции - через Фонсаграду. Последний маршрут известен также как «первоначальный», так как был проложен Альфонсом II.

3. Английский путь - тот, которым обычно пользуются пилигримы севера Европы и Британских островов. Они начинают свое паломничество по морю и высаживаются в портах Ла-Корунья или же Эль-Ферроль, откуда уже пешком направляются к кафедральному собору.

4. Португальский путь ведет в Галисию с южного направления. До этого он проходит по территории Португалии.

5. Юго-восточный путь, или «дорога Ла-Платы» (Серебряный путь), является маршрутом, который возник благодаря продолжению римской мощеной дороги, связывающей между собой города Мерида и Асторга. Этим маршрутом паломники попадают в Галисию через Ла-Мескиту. Здесь дорога имеет несколько ответвлений, которые пересекают многочисленные населенные пункты Галисии.

6. Другим путем, часто выбираемым паломниками, является путь Фистерра - Муксия. Во времена Средневековья многие пилигримы после поклонения могиле святого продолжали свой путь до мыса Нейро, который некогда считался концом света.

7. Последней используемой верующими дорогой считается морской путь Аросы и реки Улья, связанный с легендой о прибытии апостола Иакова на корабле из Палестины.

«Путь Иакова начинается в Ронсесваллесе, в местах идиллических и пасторальных...»

Проходили века, и могила апостола постепенно превратилась для верующих в священное место. Но она оставалась в забвении. Вновь ее обнаружили в VIII в., в период мусульманского нашествия, когда при правлении Альфонса II Целомудренного произошло укрепление христианского королевства Астурия. Альфонс организовал первое известное паломничество от Овьедо до Компостелы, где и построил в астурийском стиле церковь, которая по прошествии нескольких столетий превратилась в кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела.

Компостела означает «поле звезд». Город получил свое название от ярких видений в лесу Либредон некоего отшельника по имени Пелайо, который сообщил об увиденном епископу Лириа Флавио, а тот подтвердил, что в этих местах некогда находилась Мраморная арка, где покоились тела святого Иакова и его учеников.

Престиж Пути святого Иакова быстро рос, и первым, кто организовал сюда в XI в. паломничество верующих, был Орден Клюни. Именно так сформировался основной маршрут, ныне называемый французским.

Расцвет и упадок Пути святого Иакова

А Готический собор в Асторге, посещение которого обязательно для путешественников, возведен на месте церкви Святой Девы Марии. В XI в. церковь была превращена королем Альфонсом VI и Констанцией Бургундской в романский собор. В 1471 г. собор был перестроен в готическом стиле. В его убранстве выделяются большое алтарное украшение, ряды сидений для хора эпохи Возрождения, выполненный в стиле барокко орган и неоклассическая ризница, а также изображения святого Иоанна Крестителя и Богоматери

Расцвет и упадок Пути святого Иакова

В Портик церкви святого Михаила в Наварре, возведенный в 1145 г., образуется пятью большими архивольтами, которые обрамляют тимпан с изображением Иисуса Христа в величественной позе

Расцвет и упадок Пути святого Иакова

С Посвященный Роланду монолит в порту Ибаньета на французской границе. Он представляет собой камень, который рыцарь Роланд разбил, желая сломать свой меч. Легенда повествует, что перед поражением французских войск легендарный герой Франции взобрался на самую высокую точку перевала и, намереваясь сломать меч, ударил им по камню. Однако Путь Иакова не проходит через это место - оно слишком высоко для пешеходных троп между Испанией и Францией пилигримам предлагался ночлег и были созданы необходимые условия для преодоления трудностей перехода.

Аймерик Пико стал первым автором своеобразного путеводителя паломника, который был написан в 1139 г. Назывался он «Кодекс Каликстинус» в честь папы Каликста II, в миру Гидо Бургундского, который был организатором Первого латеранского собора и вдохновителем Второго крестового похода. В этом путеводителе уже описывался Путь Иакова, а также местности, через которые он проходил. Приводились также сведения о проживающих в тех краях людях и давались многочисленные полезные советы паломникам.

Подъему паломничества способствовали различные папские буллы (Александра III в 1179 г. и Каликста II в 1120 г.), которые даровали Компостеле особые привилегии, повторявшиеся каждые шесть лет 25 июля, в воскресенье, что давало пилигримам возможность воспользоваться этим днем и получить полную индульгенцию.

Для этого им необходимо было выполнить следующие условия:

• В святой год посетить кафедральный собор Компостелы, в котором находится могила святого Иакова.

• Прочесть какую-нибудь молитву - например «Верую» или «Отче наш» -и помолиться за папу, а также присутствовать на святой мессе.

• Пройти таинства исповеди и причастия в течение периода, ограниченного пятнадцатью днями до посещения Компостелы и пятнадцатью днями после.

«Во времена Средневековья Виа Лактеа стала называться Путем Иакова».

В период между XIV и XIX вв. Путь Иакова перестал быть маршрутом, которым постоянно пользовались паломники. В первую очередь это объяснялось опасением осквернения пиратами останков апостола. Чтобы не допустить этого, останки вновь спрятали более чем на два столетия.

В 1876 г. архиепископ Пайя Рико обнаружил скрытые останки, и Церковь снова начала возрождать старинную традицию. Однако лишь в последней четверти XX в. Путь Иакова превратился в массовый феномен.

В 1993 г. ЮНЕСКО объявило его всемирным культурным наследием.

По Пути Иакова

В конце 1950-х гг. отец Элиас Валинья - священник приходской церкви в Себрейро провинции Луго - принялся расставлять дорожные знаки вдоль Пути Иакова.

Таким образом, участок за участком, маршрут, начиная от Пиренеев и кончая Сантьяго-де-Компостела, был размечен желтыми стрелками. Во многих местах стрелки были позже заменены фигурками в форме раковин. Они символизировали две заповеди милосердия, в соответствии с которыми тот, кто надлежащим образом им следует, будет защищен. Это означает в первую очередь необходимость любви к Господу и к ближнему своему как к самому себе.

По Пути Иакова

А Дорога Ла-Платы и Путь Иакова в прежние времена сливались в Асторге. Благодаря олову и сезонным перегонам скота первая из них изначально использовалась в качестве торгового пути и лишь со временем превратилась в маршрут паломничества с южного направления в Сантьяго-де-Компостела. В настоящее время эта дорога продлена до побережья

По Пути Иакова

В Мост Королевы соединяет дороги из Наварры и Хоки и начиная с этого места становится французским путем. Свое название мост получил в честь супруги кастильского короля Санчо, который в XI в. приказал построить мост через реку Арга

По Пути Иакова

С Туристы путешествуют вблизи Сирауки, что означает на языке басков «змеиное гнездо» -небольшого местечка, расположенного в 40 км от Памплоны по пути в Эстелью. Поселение представляет собой лабиринт улиц и переулочков вокруг холма, увенчанного построенной в 1200 г. церковью святого Рамона. На выезде из поселения находятся шоссе и используемый до настоящего времени римский мост

Путь Иакова имеет огромное религиозное и культурное значение, которое можно проследить по историческим монументам, архитектуре городов и старинных поселений, по экспозициям музеев, художественным произведениям и театральным постановкам.

Маршрут завершается в городе Сантьяго-де-Компостела с его удивительным кафедральным собором цвета охры, благодаря которому красота и изящество храма не меркнут даже в дождливые дни.

Путешествие по этому маршруту подразумевает также и знакомство с людьми, проживающими в каждом из населенных пунктов, с их обычаями и оригинальной кухней. Кроме того, это позволит почувствовать внимание гостеприимных хозяев, привыкших к общению с путешественниками, которым они всегда рады дать совет.

Официально Путь Иакова начинается в Ронсесваллесе, в «местах идиллических и пасторальных», как писал в свое время Аймерик Пико. Он был удивлен находкой тысяч крестиков, сложенных на пересекающем французскую границу и нередко окутанном туманом перевале Ибаньета.

По всей видимости, французы-паломники, направлявшиеся в Сантьяго-де-Компостела, оставляли их здесь в память о Роланде, потерпевшем в 778 г. в этих долинах поражение от войск басков и арабов. Данный обычай в течение значительного времени был забыт, однако несколько десятилетий тому назад возродился у часовни Святого спасителя Ибаньеты.

На этом месте, как считается, Карл Великий повелел возвести склеп в память французского героя.

Советы путешественнику

Советы путешественнику

Основная рекомендация для паломничества по Пути Иакова сводится к тому, чтобы путешествовать налегке, поскольку длительные переходы требуют значительного физического напряжения, которое лишь возрастает с увеличением веса багажа. Очень полезно иметь с собой грамоту паломника - документ, который можно получить в ассоциациях, братствах, приютах, аббатствах и в таких религиозных учреждениях, как Наваррский университет. Документ подтверждает, что его владелец является паломником и как таковой может рассчитывать на гостеприимство приютов и людей, которые повстречаются ему на Пути Иакова. Один или два раза вдень -в грамоте следует ставить печати с указанием даты и мест посещения. Это делается для подтверждения факта паломничества. Другим документом является так называемая компостелана. Ее выпускает церковный капитул Кафедрального собора Сантьяго, и она удостоверяет паломничество в религиозных или духовных целях. Чтобы получить этот документ, потребуется грамота паломника, подтверждающая, что перед появлением в Сантьяго-де-Компостела пройдены пешком как минимум 100 км (или же 200 км преодолены на велосипеде).

Что касается багажа, важно иметь при себе подходящую обувь, поскольку основным врагом путешественника являются волдыри на ногах. Не рекомендуется забывать спальный мешок, непромокаемый плащ и беруши, чтобы по ночам не слышать обычного для приютов храпа. И, конечно же, обязательно нужно пребывать в отличном расположении духа и чаще улыбаться.



 

 

 

 


23.11.2017