Шербур, Нормандия, Франция - Укрепленный Морской Порт

 

Шербур - военно-морская база, город-крепость и морской порт, расположенный в устье реки Див. Он находится на крайнем западе Нормандии между Кап-де-ла-Гаагой и Пуэнт-де-Барфлёр на северном берегу полуострова Котантен. Главный недостаток Шербура как порта заключался в отсутствии каких-либо естественных укреплений на севере, а значит, он подвергался воздействию суровой природы и, поскольку он был открыт с морской стороны, - возможным морским нападениям. Чтобы защитить город, Людовик XIV первым задумал строительство укрепленного мола, хотя технические проблемы так и остались нерешенными. В 1783 году инженер Александр де Сессар загорелся идеей построить мол из 90 усеченных конусообразных деревянных конструкций (кессонов), но работа оказалась неудачной. Строительство было приостановлено во время Французской революции и не возобновлялось до 1802 года, когда проект был изменен, и решено было использовать каменные парапеты, построенные на бермах из камня. Конструкция была закончена в 1850 году, но завершение проекта было отложено до 1858 года, когда император Наполеон III посетил крепость.

 

Шербур, Нормандия, Франция - Укрепленный морской порт

Шербур, 1863

Эта карта Шербура показывает полностью построенный; отдельно стоящий мол. Три форта были объединены в мол, и вдоль его гребня шла дорога. Французский флот мог теперь базироваться в Шербуре, потому что любая атака с моря могла быть встречена грозной обороной. Действительно, завершение строительства мола в 1846 году заставило лорда Дундональдского, знаменитого британского адмирала, предложить чрезвычайно нетрадиционный метод атаки с использованием «тайного военного плана» - одной из самых ранних, хотя и вполне работоспособных версий химического оружия.

 

Шербур, Нормандия, Франция - Укрепленный морской порт

План Шербура 1787-1788

Нарисованный от руки план, сопровождающий «Описания порта Шербур с новыми работами, ведущимися в настоящее время для покрытия и защиты дороги, а в особенности усеченных конусов и конических кессонов, изобретенных М. де Сессаром, генеральным инспектором мостов и дорог». Каждый конус имел примерно 19,5 м в высоту и 45,5 м в диаметре у основания. Он заполнялся камнем, а затем покрывался 2-метровым слоем бетона. К 1789 около 4 км мола были завершены, но только с 18 конусами, которые располагались на расстоянии от 59 до 390 м друг от друга.

 

Шербур, Нормандия, Франция - Укрепленный морской порт

Буксировка кессона на позицию, около 1785

Эта картина показывает кессон (конус) до и после установки на позицию. Во время прилива только верхушки конусов виднелись над морем, что помешало бы работе в плохую погоду любой оружейной платформы, расположенной там. В любом случае, эти большие и очень дорогие структуры не были в состоянии выдержать воздействие моря и погоды и начали распадаться почти сразу же после их установки на место. Попытки восполнить пробелы между конусами камнем тоже не увенчались успехом, несмотря на то, что уже к 1790 году было использовано более 2,7 миллионов кубометров камня.


20.06.2018