Мавзолей В Галикарнасе - Семь Чудес Света - Картинки

Первый ярус выполнял роль цоколя, его размеры 38 х 32 м. Мавзолей являлся огромной каменной призмой, сложенной из больших квадров. По четырем углам первый ярус был фланкирован конными статуями. В толще этого огромного каменного блока находилось высокое сводчатое помещение, в котором стояли усыпальницы царя и его жены. Второй ярус состоял из помещения, окруженного высокой колоннадой ионического ордера. Между колоннами на постаментах из голубого известняка стояли мраморные статуи львов в натуральную величину. Третий, последний ярус представлял собой пирамиду из 24 ступеней, на вершине которой помещались стоявшие на колеснице большие фигуры, предположительно Мавсола и его жены. Монумент со всех четырех сторон был опоясан рельефными фризами.

Для облицовки использовались голубой известняк и белый мрамор, а интерьер украшен зеленым вулканическим камнем. Система водоотводов и подземных галерей делала мавзолей устойчивым и сухим. Монумент стоял на площади, занимающей 2,5 га, и был огорожен огромной стеной, имеющей с восточной стороны вход в виде монументальных ворот.

В украшении мавзолея принимали участие пять лучших скульпторов Греции: Ско-пас, Бриаксий, Леохар, Тимофей и Прак-ситель. Каждый из четверых был приглашен для украшения одной из сторон монумента, а пятый - для изготовления квадриги лошадей на самом верху ступенчатой пирамиды. Два фриза проходили по  n всем сторонам сооружения: на одном изображалась битва лапифов с кентаврами, а на другом битва греков с амазонками. Все знания об этом памятнике были утрачены в XV веке, когда рыцари ордена Св. Иоанна вторглись в эти места, пережгли мрамор на известь и использовали камни мавзолея для возведения на развалинах Галикарнаса мрачной неприступной крепости - замка Святого Петра. Позднее на этом месте появилась турецкая крепость Будрун.

Здание мавзолея

Плиний Старший рассказывает, что монумент достигал высоты 45 метров, и около одной его трети занимала колоннада. Высота пирамиды составляла 6,8 м, остатки колесницы позволяют предположить, что она стояла на внушительной 6-метровой высоте и была величиной человеческих роста.

Для подиума потребовалось около 24,563 кубометров камня, который добывали в каменоломнях, транспортировали и укладывали на место. Как показали исследования, камни для внутренней отделки помещений привозили из разных мест, в том числе издалека, и только зеленую лаву добывали на месте. Мрамор для фриза с амазонками привезли с острова Кос, в то время как фриз для колесницы, возможно сделан из фригийского мрамора, привезенного из окрестностей Афиона. Все это доказывает, что созданию мавзолея придавалось огромное политическое значение.

Раскопки, произведенные в XIX веке и возобновленные в 1960-1970-е годы, позволили составить генеральный план мавзолея и определить, из чего он был построен.

Поскольку здесь ранее был некрополь, необходимо было для установки твердых опор выровнять землю и утрамбовать все прорытые ходы и погребальные камеры. Блоки из местной лавы около метра в длину использовались как для фундамента, так и для формирования внутренних помещений. Они соединялись друг с другом при помощи металлических стержней, помогающих укреплять и поддерживать стены. Кроме того, они придавали дополнительную прочность металлическим деталям, соединявшим блоки в различных направлениях. Колоннада и пирамида были одинаково хорошо спланированы. Каждая колонна была отделена от следующей 3-метровым интервалом. Всего было установлено 36 ионических колонн. Металлические скобы над колоннами использовались для крепления блоков архитрава.

 

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ - семь чудес света - Картинки

 

Эти статуи были найдены в северной части мавзолея во время раскопок 1857 г. и в настоящее время хранятся в Британском музее. Предположительно, это изображения Артемисии и Мавсола. По версии Уэйвелла, они находились в центре колоннады.

 

Скудные археологические данные и недостоверные древние описания мавзолея не дают объяснения тому, как поднимали на него каменные блоки. Для установки барабанов колонн над подиумом должны были использоваться подъемники, учитывая их огромные размеры и высоту, - это был единственный способ их поднять. Затем на месте они крепились с помощью деревянных шпонок, которые соединяли и укрепляли их. Возможно, веревки обматывались вокруг выступающих концов каменных блоков, а затем отрезались, когда камень занимал свое место. Подъем каменных блоков на пирамиду должен был быть еще более сложным, учитывая не только размеры камней, но и высоту, на которую их поднимали - около 32-39 м.

Но если подъем строительного камня был связан с риском его повреждения, то особенно этот риск возрастал, когда поднимали хрупкую мраморную статую. Поскольку они были величиной в человеческий рост или больше, то, очевидно, была разработана особая система для поднятия произведений искусства.

Ценность декора, и, прежде всего, свободно стоящих скульптур, позволяют считать мавзолей в Галикарнасе одним из Семи чудес Древнего мира. Среди множества сохранившихся фрагментов часть носит следы раскраски: красно-коричневым цветом были окрашены волосы и бороды, красным, синим и пурпурным - плащи и одежды. Фигуры львов по краям крыши были покрыты желтой охрой. Часть исследователей полагает, что для того, чтобы все это поместилось в мавзолее, подиум должен был бы иметь ступени, по краям которых могли стоять эти статуи. Другие опираются на имеющиеся исторические свидетельства, в которых не упоминается ступенчатый подиум, но в результате они не могут разместить всю скульптуру. Правда, сторонники ступенчатого основания не могут договориться о количестве ступеней.

Погребальная камера находится в первом этаже здания, к нему примыкают лестничные пролеты.

Вход закрывают огромные мраморные двери. Рядом с ним - массивный квадратный каменный блок с отверстиями и пазами для болтов, плотно фиксирующий двери в закрытом состоянии. В 1522 году рыцари ордена Св. Иоанна проникли в комнату через мраморную усыпальницу, но когда они вернулись на следующий день, саркофаг был разбит, а вокруг валялись золотые браслеты и фрагменты одежд с золотыми деталями. Несколько таких браслетов не так давно было найдено на раскопках.

Почему Мавсол был удостоен столь величественного монумента? Возможно, потому, что он основал Карийскую империю, объединившую греческие и негреческие народы. Его усыпальница, ставшая символом этого важного для всех народов объединения, соединила архитектурные традиции Греции, Ликии и Египта. Одна из особенностей мавзолея состояла в новых отношениях между архитектурой и скульптурой: здесь был найден удивительный баланс между двумя видами искусства, который получил развитие в более поздних ансамблях. Именно это сооружение дало миру само слово «мавзолей», которым до сегодняшнего дня называют крупные погребальные сооружения.

 

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ - семь чудес света - Картинки

 


22.11.2017