Статуя Зевса Олимпийского - Семь Чудес Света – Картинки

Около 437 года до н.э. Фидий, изгнанный из Афин по политическим мотивам, приехал в Олимпию по приглашению жреческого совета. Там он начал работу над статуей Зевса Олимпийского, которой суждено было стать одним из Семи Чудес Древнего мира. До Зевса Фидий уже создал знаменитую хрисоэлефантинную статую Афины для Парфенона, равно как и бронзовую статую этой же богини, которая вознеслась на Акрополе почти на 10-метровую высоту.

Задача Фидия в Олимпии состояла в том, чтобы создать культовый образ Зевса для храма, построенного в 466-456 годах до н.э.

Фидий изобразил Зевса, сидящим на троне, максимально увеличив его размеры в имеющемся пространстве: если бы он встал, его рост превысил бы 18 метров. В правой руке Зевс держал крылатую фигуру Ники, символизирующей победу в олимпийских играх, в его левой руке был скипетр, украшенный металлической инкрустацией - символ верховной власти царя богов.

 

СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО - семь чудес света – Картинки

 

Святилище в Олимпии (Алтис), куда множество греков съезжались для участия в Олимпийских играх. Судя по разновременным сооружениям, оно развивалось и отстраивалось на протяжении многих веков.

 

На верхушке скипетра находился орел, символ самого Зевса. Вся фигура Зевса была сделана из дерева, верхняя часть была покрыта слоновой костью, а нижняя окутана золотым плащом. Замечательные вставки-инкрустации покрывали поверхность плаща изображениями звезд, лилий и животных, а голову венчал оливковый венок. Зевс восседал на искусно сделанном троне из эбенового дерева, облицованном слоновой костью. Трон, ставший выдающимся произведением искусства, был украшен рельефными мифологическими сценами и статуэтками богов, декорирован золотом и драгоценными камнями. Ступни Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамеечке, украшенной золотыми львами, а перед троном находился бассейн из черного мрамора, заполненный оливковым маслом. Возможно, это было сделано для того, чтобы предохранить статую от вандализма.

Хотя до наших дней не дошло ни одной оригинальной работы Фидия, известно, что он создавал великолепную скульптуру и достиг совершенства в работе со слоновой костью. Никто до него не использовал слоновую кость для таких гигантских статуй, как Афина Парфенос. Эта техника была далеко не простой, в работе с металлом и деревом она требовала такого же высокого мастерства, как и в работе с костью.

 

Каркас статуи Зевса Олимпийского

На каркас ушло около 780 кубометров дерева, пластины слоновой кости крепились поверху.

Мастерская Фидия располагалась за пределами Алтиса, к западу от храма. Здесь он придумывал и создавал отдельные фрагменты статуи. Он сам руководил всеми работами и следил за отливкой и резьбой декоративных деталей. Одни его помощники наблюдали за доставкой и подготовкой материалов, другие принимали участие в создании деревянного корпуса, крепили пластины из золота и слоновой кости, помогая Фидию.

Изготовление материалов

Часто полагают, что бивни слона разрезались на части и крепились к деревянному каркасу, однако детали, которые Фидий разработал для статуи Зевса Олимпийского, например, фрагменты мускулатуры грудной клетки, заставляют предположить, что ему были известны и другие методы работы с костью.

Декоративно-прикладные изделия Древнего мира, с которыми Фидий был знаком, дают ключ к пониманию этой техники. Резчики по кости знали, что большие тонкие пластины слоновой кости можно получить из раскрученных бивней прежде, чем разрезать их на части. Такими пластинами не только легче покрывать большие площади, но их тонкость также позволяла делать кость более «мягкой» и лучше поддающейся обработке. Древние источники говорят о различных способах и средствах, которые использовали для размягчения кости, включая огонь, пиво, кипячение с мандрагорой. Все эти способы были известны Фидию. Мягкие, гибкие пластины слоновой кости помещали в терракотовые емкости для придания им нужной формы. После этого каждый целый фрагмент относили в храм и крепили к основе статуи при помощи заклепок и клейкой массы, которая образовывалась между влажными после обработки пластинами.

Золото было использовано для сандалий и плаща Зевса, для фигуры Ники, находящейся в правой руке Зевса, и некоторых частей трона. Существовало множество способов обработки золота. Для украшения трона большими пластинами, возможно, золото ковали по образцам. Отливочные формы должны были использоваться для других частей, таких как цельные золотые львы, размещенные по краям скамейки для ног, и отделки плаща Зевса. Золото плавится при очень высокой температуре и затем в жидком виде переливается в формы. Были найдены терракотовые формы, которые использовали для отливки деталей драпировки.

Процесс создания статуи, соединение одной части с другой шли до тех пор, пока не была отполирована слоновая кость и не засияло золото. Результатом стало необыкновенное чудо, которое восхищало всех, увидевших этот шедевр, о чем свидетельствуют, в частности, описания Страбона, Цицерона, Каллимаха и Павсания.

К концу IV века христиане запретили все языческие культы, в том числе Олимпийские игры, поэтому Олимпия постепенно пришла в запустение.

 

СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО - семь чудес света – Картинки

 

Шедевр Фидия в 391 г. был отправлен в византийскую церковь.

 

Однако статуя Зевса Олимпийского настолько поражала путешественников своей потрясающей красотой, что по распоряжению императора Феодосия была перевезена в Константинополь (ныне - Стамбул). В 462 году, когда сильнейший пожар фактически уничтожил город, статуя погибла. Не сохранилось ни одной ее копии - все, что мы сегодня знаем о статуе Зевса Олимпийского, пришло из скудных описаний в древних источниках и схематичных изображений на античных монетах.

 

СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО - семь чудес света – Картинки

 

Художественная реконструкция грандиозного шедевра Фидия - статуи Зевса. Поражают гигантские размеры сидящего бога и его отражение в «оливковом пруду» у его ног.


22.11.2017