Барьер на Темзе

Thames Barrier

Архитектор: Чарльз Дрейпер (Charles Draper). Находится: Лондон, Великобритания. Дата постройки: 1982 год. Назначение: защитная подъемная плотина.

 

Немного из истории

Лондон всегда страдал от наводненийДемзы, но 1953 год побил все рекорды. Тогда погибло более 300 человек, вода разрушила более 1100 домов в пригородах, по счастью, не дойдя до самой столицы. Эта трагедия показала всю уязвимость человеческих построек перед лицом стихии.

Однако первые предложения о создании новой системы борьбы с наводнениями были отложены в долгий ящик: реализация такого проекта могла помешать судоходству по Темзе. Строительство барьера по проекту инженера Чарльза Дрейпера стало возможно лишь с открытием порта в Тильбури и переносом туда доков из Лондона.

Конструирование и установка начались в 1974 году. Из-за ровного берега и крепкого мелового слоя на дне в качестве места установки была избрана сторона Вулвича. К плотине дополнительно потребовались укрепления на 11 миль вниз по реке. На это ушло еще 100 миллионов, кроме основных 534 миллионов фунтов.

Официальное открытие состоялось в 1984 году. Однако уже в феврале 1983 года барьер находился в рабочем состоянии и смог выполнить свою функцию. В 1980-х годах барьер спасал Лондон от наводнения всего 4 раза, в следующем десятилетии - уже 35 раз, а с начала XXI века - более 70 раз.

Сегодня уже есть более масштабные проекты, например 16-километровая плотина от Кента до Эссекса. Пока они не осуществлены, будет работать это чудо инженерной мысли, чей рабочий потенциал оценивается на сотни поднятий, по крайней мере, до 2030 года, когда глобальное потепление вынудит внести в него коррективы.

 

Замысел и исполнение

Издалека барьер напоминает инопланетные корабли. Эти сооружения из бетона и стали, протянувшиеся между берегами Темзы на 522 метра, представляют собой разводные ворота, расставленные на реке. Плотина состоит из 10 таких конструкций, укрепленных на 9 бетонных опорах. Секции расположены на стальных дисках, соединенных с массивными балансирами, обеспечивающими плавное движение. Теоретически барьер можно поднять за 10 минут, однако в реальной жизни приказ о закрытии шлюзов отдается за 4 часа, и ворота закрываются медленно, чтобы избежать отраженной волны; сначала меньшие, а потом основные судоходные пролеты. Постепенно поперек реки встает сплошная стена из стали, способная выдержать давление до9000 тонн воды.

Хотя плотиной управляет мощный компьютер, следящий за ее состоянием, для профилактики барьер один раз в месяц поднимают, чтобы гидроинженеры могли проверить систему. Кроме того, один раз в год его закрывают на сутки в качестве испытания на противостояние напору воды.

Барьер на Темзе


25.06.2018