Большая арка

 

La Grande Arche de la Defense

Архитектор: Иоганн Отто фон Шпрекельсен (Johann Otto von Spreckelsen), Поль Андро (Paul Andreu).

Находится: Париж, Франция.

Дата постройки: 1989 год.

Назначение: монумент, офисное здание.

 

Немного из истории

Еще в конце Первой мировой войны предполагалось продлить историческую ось Парижа от Лувра через Площадь Согласия и Триумфальную арку до западного района французской столицы, где располагалось Министерство обороны (отсюда название La Defense), обозначив ее каким-либо величественным архитектурным шедевром. В разработке этого проекта, получившего название Триумфальной дороги, отметились даже такие мастера, как Ле Корбюзье и Огюст Перре. Однако дело было отложено, и к нему вернулись только в 1951 году. Экспериментальным путем пришли к плану застройки проспекта рядами 25-этажных небоскребов равной высоты, но большинство заказчиков (крупные компании) потребовали увеличения этажности. Такой ансамбль мог нарушить сложившуюся историческую панораму Триумфальной арки, поэтому появилась идея соорудить в противоположной стороне «противовес» историческому строению, отвечающий веяниям времени.

В 1982 году датский архитектор Иоганн Отто фон Шпрекельсен стал победителем конкурса, объявленного президентом Франции Франсуа Миттераном. Он предложил сделать «Триумфальную арку XX века» в виде полого куба.

К сожалению, по состоянию здоровья архитектор не смог довести свое творение до конца. В июле 1986 года он передал всю документацию и надзор за строительством своему французскому коллеге Полю Андро, а в марте 1987 года его не стало.

Большая арка была торжественно открыта в июле 1989 года к 200-летию Великой французской революции.

 

Замысел и исполнение

Все гениальное - просто. Вот и Большая арка представляет собой почти идеальный полый куб с размером каждой стороны по 110 метров (± 2 метра), а в центре ее огромного пространства зияет пролет, пустоту которого заполняет лишь необычный тент под названием «Облако», добавленный Полем Андро. Арка изготовлена из бетона и облицована каррарским мрамором, а фасад дополнительно покрыт 2800 панелями из непрозрачного стекла. 12 опор на гидравлических домкратах позволяют почве выдержать вес почти в 300 тысяч тонн.

С точки зрения символики необходимо было, чтобы этот монумент зафиксировал последнюю точку исторической оси. В реальности из-за расположенных под землей станций метро и пригородных поездов, а также скоростной автодороги, арку пришлось на 6.33 повернуть вбок, чтобы прочно закрепить фундамент в земле.

Хотя бока этого гигантского сооружения выглядят монолитными, в них расположены окна. Внутри на 35 этажах располагаются офисы государственных структур, а с обеих сторон устроены лифты, поднимающие посетителей на смотровую площадку и к выставочным залам. При обычной планировке людей наверху сдувало бы ветром, поэтому на платформе в середине арки разместили специальные стеклянные панели, между которыми нужно пройти, как по лабиринту, чтобы попасть на противоположную сторону.

Большая арка

Большая арка


20.09.2018