Фолкеркское колесо

Falkirk Wheel

Архитектор: Тони Кеттл (Tony Kettle) из RMJM. Находится: Фолкерк, Шотландия, Великобритания. Дата постройки: запущено в 2002 году. Назначение: судоподъемник.

 

Немного из истории

Запуском проекта «Миллениум линк», предусматривавшего возобновление судоходства по каналам Шотландии, ознаменовался 1998 год. В старину по этим каналам перевозили товары и пассажиров, но развитие железных дорог поставило крест на эксплуатации более дорогих водных путей. Однако к началу нового тысячелетия было решено восстановить каналы, что могло бы способствовать развитию туризма и торговли.

С инженерной точки зрения, место между Юнион-каналом и реками Форт и Клайд стало самым сложным во всем проекте. Перепад высот между этими водными артериями составляет целых 35 метров. Раньше для решения проблемы использовали громоздкую систему из 11 шлюзов, демонтированных в 1933 году. Ее восстановление было слишком дорого и нецелесообразно, поэтому творческая группа архитекторов из RMJM во главе с Тони Кеттлом и инженеров Morrison-Bachy-Soletanche и Ove Arup разработала новую уникальную модель судоподъемника, в дальнейшем получившего название «Фолкеркское колесо».

Строительство грандиозной конструкции началось в 2000 году. Уже летом 2001 года структура была доставлена на 35 грузовиках в Фолкерк, собрана на земле в виде 5 секций и поднята на место краном. Ее строительство финансировалось British Waterways, а также местными властями и комиссией «Миллениум», и стоило 78 миллионов фунтов. После многочисленных проверок 24 мая 2002 года состоялся запуск. Кроме подъемника, заказчики построили здесь бесплатный информационный центр, магазины и кафе. По первоначальным расчетам Фолкеркское колесо рассчитано на 120 лет непрерывной работы.

Фолкеркское колесо

 

Фолкеркское колесо

 

Замысел и исполнение

Этот первый в мире поворотный вращающийся подъемник кораблей не только полностью функционален, но и эстетически привлекателен. Он состоит из двух рычагов по 15 метров, создающих форму двустороннего топора, на концах которых находятся кессоны, вмещающие более 350 000 литров воды, и акведука. Полный диаметр Фолкеркского колеса составляет 35 метров, длина оси - 100 метров.

По замыслу создателей, сначала с верхнего уровня канала Юнион суда по 145-метровому тоннелю проходят на акведук длиной 300 метров, укрепленный на 5 бетонных столбах. Этот путь заканчивается в стальной капсуле грузоподъемностью 300 тонн. На.нижнем уровне другой кессон принимает пассажиров из Форта. Гондолы действуют на основе закона Архимеда: лодка вытесняет соответствующий обьем воды, и внутри сохраняется постоянная масса. После того, как закрываются шлюзы. 10 гидравлических насосов приводят в действие электромотор, соединенный с зубчатым колесом (8 метров в диаметре) на крайней опоре акведука, и начинается поворот. Отлаженный планетарный механизм, благодаря которому гондолы, приложенные к внешним шестерням, движутся в обратном направлении от колеса, но с той же скоростью, позволяет обеспечить полную устойчивость судна во время перемещения. Оборот в 180 занимает не более 15 минут и потребляет всего 1.5 кВт энергии. Затем колесо вновь готово принять новые суда, которые ожидают своей очереди на причалах специально созданного 100-метрового кругового водоема.


20.09.2018