Идеальный дворец

 

Le Palais Ideal

Архитектор: Фердинанд Шеваль (Ferdinand Cheval).  Находится: (Hauterives), департамент Дром, Франция

Значение: исторический памятник.

 

Немного из истории

Ничто не предвещало того, что Фердинанд Шеваль сможет оставить после себя что-то в мировом искусстве В детстве он бросил школу, чтобы начать зарабатывать на жизнь, и, сменив несколько мест, остановился на работе почтальоном, которой не мешали его задумчивость и мечтательность. Так и ходил он долгие годы по сельским дорогам, пока однажды не споткнулся о камень интересной формы. Это случилось в 1879 году. Шеваль заинтересовался необычным созданием природы и начал собирать подобное. Местность способствовала его увлечению: когда-то здесь было дно моря, и после отступления воды осталось немало хорошего материала.

Много лет подряд потом соседи почтальона могли видеть его каждый вечер возвращавшимся с тачкой собранных камней. Многие посмеивались над ним, но Шеваль не обращал на это внимания. Им двигала мечта построить дворец, равного которому не будет в мире. Он изучал архитектуру различных стран и стилей: Ближнего Востока, Восточной Азии, Алжира, европейского барокко и модерна. Выйдя в конце века на пенсию, почтальон сумел приступить к главному делу своей жизни. Постройка этого чуда наивной архитектуры продолжилась до 1912 года, о чем свидетельствует надпись: «1879-1912, 10 000 дней, 93 000 часов, 33 года тяжелого труда. Кто думает, что может лучше - пусть попробует».

К сожалению, добиться признания Шевалю не удалось: ему даже не дали права быть похороненным в своем строении, поэтому последнее десятилетие своей жизни он потратил на то, чтобы построить в саду склеп, повторяющий стиль дворца, - «Гробницу тишины и бесконечного покоя», где в 1924 году его тело и нашло последнее пристанище. При жизни творение Шеваля пользовалось определенной популярностью у туристов и получило признание в среде художников, таких, как Пабло Пикассо и Андре Бретон (последний даже посвятил почтальону стихотворение). Однако местные власти не оказывали ему никакой поддержки, считая «Дворец» уродливой самоделкой. Лишь в 1969 году Андре Мальро, став министром культуры, включил творение Шеваля в список достопримечательностей Франции, назвав его единственным в мире архитектурным произведением в стиле арнаив.

 

Идеальный дворец

Идеальный дворец

 

Замысел и исполнение

Название «дворец» не очень точно отражает масштабы строения: оно имеет размеры среднего дома, и жить в нем было бы невозможно. Всего 26 метров в длину, 14 - в ширину и от 8 до 10 метров в высоту - на 2 этажа вверх. Его ценность заключается не в размерах, а в формах, которые приняли тысячи камней, скрепленные цементом. Дворец не зря называется «идеальным»: в нем совместились мотивы Востока, Китая, Африки, и даже иногда проскальзывают черты Антонио Гауди. Индийский храм соседствует с средневековым шато, а цитаты на стенах выбраны из христианских и буддистских источников. Вся поверхность стен покрыта изображениями, лепниной и скульптурами людей и животных. Некоторые из них даже имеют собственные названия: «Адам и Ева», «Цезарь, Верцингеторинг и Архимед». Не важно, что они не несут в себе ни капли портретного сходства с оригиналами, напоминая скорее идолы языческих богов, не имеет значения, что египетский и индийский храмы, входящие в состав дворца, не обладают ярко выраженными этническими чертами, главное - символика объединения разных культур в одном месте руками скромного почтальона, который даже в простом камне сумел увидеть великую красоту и передал ее видение другим.


25.06.2018