Ливерпульский католический собор (собор Метрополитен)

 

Liverpool Metropolitan Cathedral of Christ the King

Архитектор: Фредерик Гибберд (Frederick Gibberd). Находится: Ливерпуль, Великобритания. Дата постройки: 1967 год. Назначение: католический собор.

 

Немного из истории

В конце 1840-х годов в связи с притоком эмигрантов из Ирландии, где разразился голод, возникла необходимость создания в Ливерпуле католического собора, о чем в 1853 году официально заявил епископ Александр Госс.

Сын строителя Биг-Бена Эдвард Пьюджин разработал его первый проект. Однако когда в начале XX века в Ливерпуле вырос гигантский англиканский собор, католическая община решила отказаться от него в пользу более амбициозного творения Эдвина Лаченса, предложившего построить храм с самым большим куполом в мире (51 метр). Работы начались в 1933 году, во время войны их заморозили, а потом закончились деньги. Поэтому в 1959 году утвердили проект Фредерика Гибберда, реализация которого заняло 5 лет - с 1962 по 1967 годы.

Архитектору сразу же поставили жесткие условия: новый собор должен сочетаться с уже построенной криптой, стоить не более одного миллиона фунтов, строиться не более 5 лет и вмещать до 3000 человек паствы (позже эту цифру снизили до 2000). В таких жестких рамках приходилось торопиться и экономить, поэтому через несколько десятилетий обнаружились серьезные недоработки: потекла алюминиевая крыша, посыпались плитки мозаики и др. Архитектору предъявили иск на 1,3 миллиона фунтов, а собор отреставрировали. Полностью восстановительные работы завершились только в мае 2009 года.

 

Ливерпульский католический собор (собор Метрополитен)

 

Замысел и исполнение

Внешне это здание представляет собой смесь модерна с элементами готики. Оно построено из бетона и портлендского камня с металлическим покрытием крыши. Поддерживают 88-метровое сооружение 16 опор в форме бумерангов, соединяющихся друг с другом в один пучок. Общая форма - коническая, увенчанная фонарной башней, содержащей витражные окна и заканчивающейся короной пинаклей, олицетворяющей терновый венец.

Четыре подхода к храму обрамляют цветные стеклянные стелы. Вход находится на верху широкого лестничного пролета, над которым расположена клиновидная колокольня с вмонтированными в верхушку четырьмя колоколами, способными звонить как в гармонии, так и по отдельности. Снизу - рельефы, изображающие символы евангелистов и Троицы (работы Вильяма Митчелла).

Основным требованием к интерьеру был хороший обзор во время службы. В соответствии с ним Гибберд сделал круговое здание с мраморным алтарем в центре и расположил скамьи вокруг него.

Интересны и витражи под потолком, в окнах башни. Они выполнены из 3-сантиметровых кусочков стекла, соединенных эпоксидной смолой в бетонных рамах, в трех цветах - желтом, синем и красном, что продолжает основную символику собора.

Все, что осталось от старого грандиозного проекта, - кирпично-гранитная крипта, чью крышу трансформировали в поднятую платформу, на одном конце которой расположился собор. Сегодня в ней иногда проводятся концерты, также каждый год она становится местом проведения «Ливерпульского пивного фестиваля», привлекающего туристов со всей Европы.

25.06.2018