Мост Тысячелетия

Gateshead Millennium Bridge

Архитектор: Джим Эйр (Jim Eyre), КрисУилкинсон (Chris Wilkinson) из Wilkinson Eyre Architects. Находится: Гейтсхед, Великобритания. Дата постройки: 2001 год. Назначение: пешеходный мост.

 

Немного из истории

Несколько мостов соединяют центры Ньюкасла и Гейтсхеда, лежащих на противоположных берегах реки Тайн но только этот пешеходный заслуженно получил всемирную известность.

Проект Уилкинсона и Эйра в 1996 году был избран из более чем 150 заявок за оригинальную задумку, позволившую сохранить судоходство на Тайне и при этом уйти от стандартов. Архитекторы полагали так: чтобы пропустит! суда, мост вовсе не обязательно разводить - его достаточно «повернуть».

На реализацию проекта ушло два года. Стальные конструкции отлили в Болтоне, а для сборки их отвезли в при город Ньюкасла Уоллсенд. Затем с помощью гигантского крана «Азиатский Геркулес II» собранный мост единыг\ блоком проплыл 7 миль вверх по Тайну до своего нынешнего местонахождения. В некоторых узких местах конструкцию длиной 126 метров и высотой 50 метров приходилось поворачивать.

20 ноября 2000 года установка полностью завершилась и был совершен тестовый запуск. Инженерам удалой реализовать проект с точностью до 2 миллиметров. Для передвижения мост открыли в сентябре 2001 года, а официально, в присутствии Елизаветы II, - 7 мая 2002 года.

Сегодня мост Тысячелетия ежегодно привлекает тысячи туристов. Он «поворачивается» около 200 раз в году, за частую специально для зрителей, даже если под ним никто не проплывает. Однако даже в неподвижном состоянии он прекрасен, особенно вечером при включенной подсветке.

Шедевр инженерной мысли оценили и профессионалы: в 2002 году он получил премию Стирлинга.

 

Замысел и исполнение

Мост Тысячелетия

 

Кому-то он напоминает челюсти огромного кита, всплывающего со дна реки Тайн, кому-то - мигающий глаз (именно так его прозвали в народе). Мост Тысячелетия состоит из двух соединенных тросами стальных арок, одна из которых вздымается над водой на 50 метров, а по опущенной второй перебираются с одного берега на другой пешеходы и велосипедисты. В таком положении под ним вполне может пройти небольшое судно. Когда же этого недостаточно, в движение приходит гидравлическая начинка, управляемая восьмью мощными электромоторами, которая поворачивает обе арки на 40° вокруг соединяющей оси. Верхняя часть опускается, нижняя - взмывает вверх, и внизу остается около 25 метров свободного пространства. Весь маневр длится не более 4,5 минут, в зависимости от скорости ветра.

При каждом повороте мост самоочищается: мусор автоматически скатывается в специальные желоба по краям.

Особенно красив мост Тысячелетия вечерами, когда включена подсветка. На арках она более мощная, нежели на дорожках и балюстраде, и по выходным играет всеми цветами радуги. Нижние части украшены нитями белых мерцающих светодиодов.

Естественно, во время поворота мост не подсвечивается - включаются только предупреждающие красные и зеленые огоньки. Велосипедистов и пешеходов о подъеме предупреждает специальная сирена.


25.06.2018