Саграла Фамилия

Искупительный храм Святого Семейства

 Temple Expiatori de la Sagrada Familia       

Архитектор: Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Находится: Барселона, Испания. Дата постройки: строительство ведется с 1882 года. Назначение: католический собор.

Саграла Фамилия

Немного из истории

В 1866 году членам общества почитателей св. Иосифа - священнику Маньяне и книготорговцу Вердагеру - пришла идея постройки I храма на пожертвования горожан. В 1881 году  в Эшампле приобрели участок, а в качестве архитектора выбрали Франсиско де Вильяра.  Строительство началось в марте 1882 года, но вскоре из-за разногласий между архитектором и заказчиками остановилось. В результате  Вильяра сменил Антонио Гауди.

Получив большое анонимное пожертвование, новый архитектор отказался от проекта предшественника, предложив концепцию храма-«книги», рассказывающего о жизни Христа от рождения до смерти и воскресения. Согласно ей, он спроектировал церковь с тремя фасадами: Рождества, Славы и Страстей. Крипту Виъяра он просто накрыл сверху высоким сводом.

Из задуманного Гауди успел воплотить далеко не все, несмотря на то, что отдал храму оставшиеся 43 года жизни, ас 1910 года работал только над ним. В 1895 году выросла апсида из семи часовенок, а к 1899 году был завершен портал Святой Девы. На начало XX века приходится создание фасада Рождества. Стройка постоянно тормозилась из-за недостатка средств, поскольку церковь возводилась исключительно на пожертвования. Тем не менее, 30 ноября 325 года произошло радостное для архитектора событие: над восточным фасадом выросла первая 100-метровая колокольня - башня Святого Варнавы.

Гауди умер в 1926 году. После его смерти руководство принял Доменек Сугранес, работавший с Гауди с 1902 года и успевший достроить колокольни фасада Рождества.

К сожалению, большинство эскизов и набросков Гауди пропали в Гражданскую войну 1936 года, поэтому архитекторам, продолжившим этот труд, пришлось нелегко. Фасад Рождества завершили в 1952 году, а через 2 года началось возведение фасада Страстей, башни которого выросли за 2 десятилетия; в 1986 году началась работа над его скульптурной группой.

Сегодня возведением собора занимается Хосеп Субиракс, закончивший фасад Страстей и приступивший к последней части работы. Его авторский стиль сильно отличается от видения Гауди, поэтому в культурной среде неоднократно раздавались призывы остановить строительство. Тем не менее работы ведутся до сих пор, а их окончание запланировано на 2026 год.

В 2010 году собор был освящен папой Бенедиктом XVI и объявлен готовым к богослужениям.

Саграла Фамилия

Саграла Фамилия

Саграла Фамилия

Саграла Фамилия

 

Замысел и исполнение

По сути, от первоначального проекта Вильяра Гауди оставил только форм латинского креста, три фасада и приверженность неоготике, правда, преобразованной в модернистском ключей Архитектор не признавал контрфорсо? и аркбутанов, называя их «костылями»,В поэтому на проектирование конструкции стен нефов ушло много времени. В результате стрельчатые арки превратились  в параболические, контрфорсы сменились внутренними уступами, а колонный получили спиральную форму с разветвлениями наверху.

В общем плане церковь образована  нефом и нефным трансептом. Ее апсида включает 7 часовен, а все сооружение  венчают 18 башен-колоколен, 12 из которых поровну распределены по фасадам  и символизируют апостолов, 4 - над  средокрестием окружают центральную  башню высотой 170 метров, увенчанную крестом. Гауди спроектировал ее на  1 метр ниже горы Монжуик, считая, что 1 человеческое творение не должно быть! выше Божьего.

Восточный фасад представляет Рождество, западный - Страсти Христовы:  а северный носит название Славы. Если  первый, созданный Гауди, отличается  плавными органическими формами, то второй и строящийся третий выделяются рублеными очертаниями. В декоре фасадов активно используются как готические элементы, так и отсылки к растительному и животному миру, цитаты из литургии и Библии на нескольких языках.

Особенно трепетно Гауди относился к внутреннему убранству храма. Учитывая, что он отказался от поддерживающих элементов, присущих готике, главную роль получили колонны, распределяющие вес сводов и башен. Они различаются в зависимости от нагрузки толщиной сечения и высотой и разветвляются к потолку подобно деревьям (нечто похожее можно видеть в парке Гуэля в дорическом храме).

Остальные элементы убранства также имеют плавные формы, отрицающие острые углы и прямые линии. Это достигается использованием геометрических фигур с линейчатой поверхностью: гиперболоидов для сводов, геликоидов для лестниц, а также эллипсоидов для оформления колонн и овалов окон и витражей.

Саграла Фамилия

25.06.2018